Формирование толерантного отношения

Страница 1

Основной формой отражения человеком окружающей его действительности является отношение. В своей работе мы рассматриваем толерантность как особое отношение.

Психически отношения представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных или неосознанных связей индивида с различными факторами объективной действительности, наполненных оценками этих факторов. При этом отношение выражает активную позицию индивида, определяя характер как отдельных его поступков, так и направление всей его деятельности.

Итак, отношение – это связь, содержащая в себе оценку.

С.К. Бондырева утверждает, что «связь – это такое взаимное пребывание материальных объектов во времени и пространстве, которое делает возможным их взаимодействие». Следовательно, отношение возникает там, где появляется заслуживающий оценки значимый объект.

Отношение имеет двойственную природу: это и связь (как основа отношения), и собственно отношение – наполненность связи оценочной информацией.

Сама по себе оценка не может рассматриваться как толерантность или интолерантность: она только лишь их основание.

Оценка – это психический механизм, процесс и результат выявления степени соответствия чего-либо во внешней среде внутренней определенности существа (индивида). Следовательно, оценивание – это нахождение меры и характера значимости объекта, явления, процесса для того, кто их оценивает.

Необходимость оценки определяется тем, что без нее у человека не может сложиться определенного отношения к объектам и явлениям окружающего и он не сможет избирать наиболее успешные направления и способы взаимодействия с ними.

Любая оценка базируется на сравнении (сопоставлении черт и свойств) оцениваемого объекта с неким ощущением, эмоцией, понятием, образом, которые выступают в роли основы для выработки (новой) оценки. В качестве такой основы выступает эталон – зафиксированное в психике устойчивое сочетание значимых свойств некоего объекта или группы сходных объектов, служащих основой для сравнения с ними нового объекта и дающего возможность оценить его как в целом, так и в главных деталях. Это – первая фаза оценки. Вторая фаза оценки – распространение нашего отношения к эталону на оцениваемый объект. Следовательно, здесь происходит процесс распространения значимости эталона на новый объект (оценки) – вследствие наличия сходств между ними в главном.

Эталонными могут быть не только образы вещей, но и образы людей – особенности их внешности и поведения. Чем больше эталонов (эталонных образов) запечатлено в психике индивида, тем богаче его внутренний мир и тем выше его способность к оценке новых для него объектов, процессов, явлений окружающего. (8, с. 38-39).

Эталонный образ человека тесно связан с образом «Я».

По утверждению Бондыревой С.К., эти два образа эмоционально могут подкрепляться по-разному: образ «Я» всегда подкрепляется интенсивно, образ же другого человека может утрачивать интенсивного эмоционального подкрепления, в этом случае он попросту вырождается до понятия другого человека, за которым нет эмоционально насыщенного образа.

В результате для подобного индивида другие люди превращаются лишь в ходячих носителей абстрактного понятия «человек». Поэтому этот образ другого человека должен постоянно подкрепляться и «освежаться».

Когда у индивида взаимодействие эталона другого с содержаниями комплекса «Я» и представлениями о себе связано (взаимодействует) плохо. Подобные индивиды способны унижать других, не переживая собственного унижения. Таким образом, особенности взаимодействия в психике обобщенного образа другого человека и образа своего «Я» определяют глубинную толерантность или интолерантность данного индивида, т.е. его «человечность» или «бесчеловечность». (8, с. 212-213).

Итак, эталонный образ человека (т.е. образ другого) выполняет, по крайней мере, четыре психические функции, являясь:

источником побуждения к общению;

ориентиром в общении;

фактором значимости, относительного которого строиться система взаимоотношений с окружающими;

основой для придания направленности проявлениям эмоциональной сферы и стимулом ее проявления.

Таким образом, в ходе оценки любого объекта мы сначала ищем аналогию (процесс обращения к эталону), а затем уже черты различия, которые далее оцениваются с разных точек зрения.

Оценки бывают разных видов. В отношении человека правомочны только два вида оценки: фактурная и критериальная.

Фактурная оценка базируется на углубленном анализе черт и свойств человека, а оценка его критериальных свойств (принадлежности, различия) может базироваться лишь на каком-либо сигнале этой принадлежности, поскольку самого этого человека мы, по существу, так и не знаем, критериальная оценка – это всегда оценка-обобщение, нередко по формальному признаку.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...

Программа, техника тренировки мнемических способностей в учебной деятельности
Проанализировав литературу и некоторые методики («Развитие памяти. Система приемов» Ю.К. Пугач), мы предлагаем примерную программу для развития мнемических способностей у школьников. Составляя эту программу, мы ориентировались на то, что данные приемы смогут помочь учащимся легко усваивать большое ...

Роль коллектива в развитии личности
Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой л ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru