Методика работы с текстовой информацией

Педагогические практики » Методика работы с текстовой информацией

Закономерность и актуальность рассмотрения проблемы чтения заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем. Должен уметь читать не только слова и предложения, не только усваивать содержание, но и находить в тексте нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Однако быть грамотным и уметь читать – не одно и то же. Проводимые каждые три года международные сравнительные исследования качества образования в 56 странах мира среди 15-летних учащихся показали, что российские подростки по грамотности чтения и понимания текста занимают уже 37–40-е места. Не наблюдается в настоящее время и интереса учащихся к чтению книг. Социологи по-разному объясняют это явление. Они допускают, что современное общество тяготеет к коллективной форме потребления искусства, а литература оставляет читателя наедине с книгой да еще требует интеллектуальных усилий, поскольку чтение – процесс активный, связанный с работой памяти и воображения, мыслей и чувств, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека и непосредственно от нее зависящий.

Чтение – это речевая работа, направленная на выявление смыслов и их именование в процессе создания вторичных текстов, она связана с активной деятельностью механизма эквивалентных замен, с умением извлекать из долговременной и оперативной памяти необходимые слова и выражения для создания своего собственного высказывания – вторичного текста, с умением передавать прочитанное своими словами. Не случайно считается, что чтение – это труд и творчество. Воспринимая текст, мы мысленно воссоздаем мир произведения в художественных образах, в звуках, красках и ритмах, поддаемся поэтическому внушению, которое исходит от характера каждого слова, от тона каждого стиха и рифмы. И постепенно усваиваем содержание и постигаем смысл, осознаем авторскую позицию.

Таким образом, умение читать предполагает не только овладение техникой чтения, «это языковая работа. Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».

По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "ученик - учитель".

Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен.

Известно, что прагматическое назначение сообщения состоит в том, чтобы оно вызывало нужный отклик у получателя сообщения. Если последний производит действия с объектом, предусмотренные отправителем сообщения, тогда можно говорить об адекватности понимания текста. Адекватность любого текста своему назначению означает соответствие цели, средств и результата работы составителя и пользователя текста. Часто адекватность понимания текста определяется не по тому, как и что делается согласно текста, а как он воспроизводится. Следует заметить, что в практике обучения нередко имеется расхождение между тем, как должен и как на самом деле пользователь понимает текст. Это значит, что обучаемые будут делать не то, что хотели бы их учителя.

Текст имеет многоуровневое строение. В нем, по мнению ученых, могут выделяться целевой, предметный, семантический, логический, композиционный и языковой планы, или уровни.

· Целевой план текста отражает характер его направленности и выражает замысел, цели и задачи отправителя и получателя текста.

· Предметный план текста составляет система явлений и предметов, по поводу которых автор намерен нечто сообщить.

· Семантический план текста раскрывает отношения (и их типы) между предметами.

· Логический аспект текста раскрывает способ развертывания предметно-смыслового содержания.

· Преобразование логических линейно-развернутых рассуждений в иерархическую структуру, их соподчинение по степени важности относительно цели высказывания образует композиционный план текста.

· Знаковая форма описания предмета, соотносимого с целями высказывания, составляет языковой план текста.

Новости образования:

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Нетрадиционные уроки. Урок-зачет
Тема нашего урока-зачета очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возмо ...

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru