Методика работы с текстовой информацией

Педагогические практики » Методика работы с текстовой информацией

Закономерность и актуальность рассмотрения проблемы чтения заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем. Должен уметь читать не только слова и предложения, не только усваивать содержание, но и находить в тексте нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Однако быть грамотным и уметь читать – не одно и то же. Проводимые каждые три года международные сравнительные исследования качества образования в 56 странах мира среди 15-летних учащихся показали, что российские подростки по грамотности чтения и понимания текста занимают уже 37–40-е места. Не наблюдается в настоящее время и интереса учащихся к чтению книг. Социологи по-разному объясняют это явление. Они допускают, что современное общество тяготеет к коллективной форме потребления искусства, а литература оставляет читателя наедине с книгой да еще требует интеллектуальных усилий, поскольку чтение – процесс активный, связанный с работой памяти и воображения, мыслей и чувств, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека и непосредственно от нее зависящий.

Чтение – это речевая работа, направленная на выявление смыслов и их именование в процессе создания вторичных текстов, она связана с активной деятельностью механизма эквивалентных замен, с умением извлекать из долговременной и оперативной памяти необходимые слова и выражения для создания своего собственного высказывания – вторичного текста, с умением передавать прочитанное своими словами. Не случайно считается, что чтение – это труд и творчество. Воспринимая текст, мы мысленно воссоздаем мир произведения в художественных образах, в звуках, красках и ритмах, поддаемся поэтическому внушению, которое исходит от характера каждого слова, от тона каждого стиха и рифмы. И постепенно усваиваем содержание и постигаем смысл, осознаем авторскую позицию.

Таким образом, умение читать предполагает не только овладение техникой чтения, «это языковая работа. Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».

По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "ученик - учитель".

Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен.

Известно, что прагматическое назначение сообщения состоит в том, чтобы оно вызывало нужный отклик у получателя сообщения. Если последний производит действия с объектом, предусмотренные отправителем сообщения, тогда можно говорить об адекватности понимания текста. Адекватность любого текста своему назначению означает соответствие цели, средств и результата работы составителя и пользователя текста. Часто адекватность понимания текста определяется не по тому, как и что делается согласно текста, а как он воспроизводится. Следует заметить, что в практике обучения нередко имеется расхождение между тем, как должен и как на самом деле пользователь понимает текст. Это значит, что обучаемые будут делать не то, что хотели бы их учителя.

Текст имеет многоуровневое строение. В нем, по мнению ученых, могут выделяться целевой, предметный, семантический, логический, композиционный и языковой планы, или уровни.

· Целевой план текста отражает характер его направленности и выражает замысел, цели и задачи отправителя и получателя текста.

· Предметный план текста составляет система явлений и предметов, по поводу которых автор намерен нечто сообщить.

· Семантический план текста раскрывает отношения (и их типы) между предметами.

· Логический аспект текста раскрывает способ развертывания предметно-смыслового содержания.

· Преобразование логических линейно-развернутых рассуждений в иерархическую структуру, их соподчинение по степени важности относительно цели высказывания образует композиционный план текста.

· Знаковая форма описания предмета, соотносимого с целями высказывания, составляет языковой план текста.

Новости образования:

Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Экспериментальная работа по проблеме использования игры в формировании элементарных экологических представлений детей пятого года жизни проводилась на базе МДОУ № 85 "Гвоздика" г. Ульяновска. В ней принимали участие дети старшей группы. Список детей старшей группы. 1. Полина Н Аня К. 2. Ю ...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию импрессивной речи у детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости
Экспериментальное обучение проводилось в Шумковском детском доме - интернате Березовского района г. Красноярска. В нем участвовало 10 детей с умеренной и тяжелой степень умственной отсталости. Логопедическое воздействие проводилось на специальных занятиях по формированию импрессивной речи у детей с ...

Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Целью данного этапа эксперимента являлось: Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru