Различые взгляды ученых на проблему заикания

Страница 1

В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, что при заикании возможны нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата.

На рубеже 19-20 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: Арнот и Шультесс связывали с судорожным закрытием голосовой щели; Беккерель с чрезмерно быстрым выдохом; Итар, Ли и Диффенбах со спазматическим сокращением мышц, удерживающих язык в полости рта; Блюме с несогласованностью процессов мышления и речи; Меркель с несовершенством воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме думал, что заикание возникает от того, что речевые движения «опережают процесс мышления» или наоборот, человек мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются. И в следствии этого, стремления выровнять это несоответствие, мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

В начале ХIХ в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Например, врач Вуазен (1821) объяснял заикание, как недостаточность церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. деятельность центральной нервной системы. Врач Дело (1829) в свою очередь, как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.

В России, такие исследователи, как И.А. Сикорский, И. К. Хмелевский, Андрес рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. А Хр. Лагузен, Г.Д. Неткачев и Гр.Каменка определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи.

К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.

Большое внимание ученые уделяли определению причин возникновения заикания.

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.). [1]

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Cистема профессионального образования
В республике Болгария средний уровень образования осуществляется на одной образовательной ступени (средняя школа/высшая школа), которая длится 4 или 5 лет и приводит к окончанию среднего образования. Среднее образование считается полученным по окончании 12/13 класса и сдачи экзаменов для зачисления ...

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Педагогическая и воспитательная работа в ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края ведется согласно основной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста в ДОУ ведется в следующих педагогических ...

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru