Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами [1, с. 14].
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью, безвоздушное пространство); объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов и процессов. В данном определении при характеристике пространства выражается предметная объективно-существующая среда, окружающая, в том числе и человека [52, с. 51].
Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». Раньше чем «встать», к предметам этой действительности в какое бы то ни было теоретическое «духовное» отношение, он должен питаться, дышать и отправлять другие свои жизненные функции, т.е. он должен действовать как весьма практическое и материальное существо. Итак, ребенок выступает перед нами, прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа» [13, с. 44].
Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней [8, с.11].
По мнению А.И. Леонтьева, среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания [40, с. 23].
Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.
Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.
Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде – ее развивающий характер [18, с. 3].
В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Исходное требование к предметной среде – её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условие для творческой деятельности каждого ребёнка, служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития [40, с. 45].
Целью используемых в педагогической работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.
Под развивающей средой педагоги понимают естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.
Новости образования:
Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...
Классификация игр
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами). Творческие игры: cюжетно-ролевы ...
Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начин ...