Почитание Богородицы первыми христианами

Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия Присциллы - показ фрески. Эти фрески и изображения носят ещё античный характер. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором.

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, центром которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. (Показ видов Константинополя, ныне Стамбул, Турция). Этот праздник известен под названием «обновление Царьграда» и его тропарь звучит так: «Град Богородице предает и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берет силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: Радуйся, надежда всех концов земли». Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии (ПОКАЗАТЬ), которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии. Археологические раскопки выявили в Константинополе около 200 церквей, посвящённых Богоматери. (ПОКАЗАТЬ Византийскую мозаичную икону – 13 век).

Сегодня наше занятие посвящено самой древней, самой почитаемой иконе Богоматери . Какой? (Показ иконы Владимирской божьей Матери).

- Ответы детей : Иконы Владимирской божьей Матери.

Замечательный русский поэт Максимилиан Волошин посвятил иконе Владимирской Божией матери стихотворение. Он увидел ее в Третьяковской галерее, она была только что отреставрирована. Поэт был просто потрясен, увидев ее , он несколько дней подряд приходил в музей и смотрел на нее. С тех пор репродукция этой иконы всегда стояла на его письменном столе. Послушайте отрывок из этого стихотворения. (сопровождается музыкальным произведением)

Не на троне - на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует . Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке .

Собранный в зверином напряженьи

Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,

К Ней прильнул и замер без движенья

Весь - порыв и воля, и вопрос.

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз?

Давайте мы тоже постараемся внимательно разглядеть эту икону. А пока я вам расскажу о ее иконографии и истории.

История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок, даже о появлении ее на Руси в древних источниках рассказывается по-разному.

Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезничала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери, и, увидев изображение Свое на иконе, Она повторила Свое пророчество: «Се, ныне ублажат Меня все роды». — и добавила: «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». .» (ссылка на литературу). До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией.

Хочу заметить, что икона Владимирской Божией Матери, которая попала к нам из Константинополя является списком с иконы, написанной евангелистом Лукой. Ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (копии с икон, писанных когда-то евангелистом). (ссылка на литературу Л. А. Успенский «Богословие иконы Православной Церкви»). Списки делали с верой, что чудесная сила первого изображения перейдет и на их повторение.

Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая») – по гречески Елеу́са, и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу.

Новости образования:

Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...

Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общ ...

Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru