Урок по истории и иконографии иконы Владимирской Божьей Матери

Педагогические практики » Урок по истории и иконографии иконы Владимирской Божьей Матери

В январе 2011 года в Москве состоялись XIX Международные Рождественские образовательные чтения, один из крупнейших общественных православных форумов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал приоритетной задачей для общества, государства и церкви сохранение культурного кода российского народа, в этом с ним согласен и министр культуры Александр Авдеев. "С потерей национальной культуры мы становимся соучастниками и свидетелями катастрофы цивилизационного характера, цивилизационного масштаба. И когда на наших глазах происходит отторжение молодым поколением, части молодых поколений, величайших традиций - это беда для народа и для страны", - сказал патриарх Кирилл.

На открытии Патриарх Кирилл коснулся широкого круга тем. В первую очередь, он высоко оценил общие усилия РПЦ и государства в проведении эксперимента по введению в средней школе курса основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).

Курс "Основы религиозной культуры и светской этики" поспособствовал более тесному сотрудничеству и объединению внутри семьи, подтвердил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, курс важен для осознания истории страны, культуры, для осознания того, что этот вопрос нужно постигать вместе.

Государство видит в лице Церкви партнера в решении этих задач. И в этом большая роль отводится православному воспитанию детей в Воскресных школах при приходах. Церковно-приходская воскресная школа на сегодняшний день является одной из основных форм систематической катехизации и образования на приходе, целью которой является воцерковление и церковное воспитание детей.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура — это сложный феномен, однако, в многообразии ее проявлений нетрудно отыскать главное: причастность культуры к духовным ценностям человечества.

Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. А. С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания потому что в нем находишь всю человеческую жизнь ... Библия всемирна».

«Все, чем человек как человек может и должен быть — выражено в Божественном учении...», — отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, терпение, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие. Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мастеров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета. икона иконография урок

Сказанное в полной мере относится и к музыке, многие произведения П. И.Чайковского, С. В.Рахманинова и других великих композиторов не мо- гут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.

Будущее ребенка зависит не только от его знаний и умений, но и способности различать добро и зло, умения и навыка делать добро, а эта способность присуща только нравственно и духовно совершенному человеку. Об этом писал подвижник православной русской школы А.А.Радонежский, он полагал главную цель развития личности «в ее стремлении к величайшему образцу нравственного совершенства представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где только удобно извлекая нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».

Огромное воспитательное значение в Православии имеют иконы, которые представляют собой величайшую художественную ценность. Православные храмы – это настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры.

В православии иконопочитание стало повсеместной традицией. В храмах иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы занимают центральное место. Верующие часто выражают свое благоговение перед иконами, целуя их, а также зажигая перед ними лампады и свечи. Кроме того, почти во всех православных домах есть красный угол с иконами, перед которыми верующие молятся. Часто православные христиане говорят, что молитвы с помощью икон помогают им приблизиться к Богу. От многих икон исходит Божья благодать и они чудотворны.

Академик Борис Раушенбах, один из основателей космонавтики, создавший научную школу космической навигации, обратился в конце жизни к изучению пространства иконы и математическим моделям, объясняющим Троичность Бога. Этот поворот не был случайным, к новым научным интересам ученый пришел через работу над оптикой космических аппаратов. Однако пытливым ученым руководил не только сугубо научный интерес: «Повлияло и мое детство, когда меня водили в церковь, приобщали святых тайн, а детские впечатления — это не такая вещь, которая забывается и исчезает бесследно. Во все времена моей жизни мне была весьма неприятна антирелигиозная пропаганда, я всегда считал ее чушью и болел за религию…». Это еще раз доказывает то, что самые прочные основы нравственности закладываются в детстве.

Квалификационная работа посвящена проведению урока в Воскресной Школе для детей 11 -13 лет на тему «История и иконография Иконы Владимирской Божией Матери». Это цикл, состоящий из 2-х уроков, входящих в курс «Новый Завет» и «Церковное искусство», так как данная тема обширна и требует большого объема наглядного материала, который важен для восприятия текста урока и, что важно, для восприятия Храма, богослужения, православных традиций.

Данная тематика уроков требует наличие богатого исторического, иллюстрированного материала, который важен для совмещенного восприятия информационной составляющей эмоционального компонента. Учтены все требования, предъявляемые методикой преподавания в Воскресной школе. Тема важна и актуальна в наше время не только для детей этой возрастной группы, но и для взрослых слушателей Воскресной школы. Предметом исследования является икона Владимирской Божией Матери.

Целью квалификационной работы является: составление полноценного 2-хчасового урока, демонстрирующего учащимся историю иконографии Владимирской Божией Матери. Чтобы открыть мир икон и встречу с иконой Пресвятой Богородицы Владимирской, познакомить с историей этой иконы и иконографией.

Тема одна, но каждый год мы поднимаемся на ступеньку выше и насыщаем материал. От известного и доступного к неизведанному и более сложному, от увлекательного к серьезному. Приглашаем детей к самостоятельному и вдумчивому размышлению над самыми важными вопросами – о добре и зле, любви и послушания…

Необходима творческая задача и совместная работа учителя и учащихся на уроке - игровые формы, раскрашивание, аудио-, видеоматериалы, разгадывание ребусов, викторины, разучивание тропарей, песнопений, спортивные эстафеты в перерывах между занятиями.

При планировании занятий необходимо учитывать ряд составляющих: построение и отбор материала, преподавание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, личностный подход, воспитание на личном примере, создание атмосферы доброго отношения друг к другу на уроке.

Пояснение: Настоящее занятие представляет собой цикл из 2х уроков и разработан для детей 11-13 лет воскресной школы при Храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище г.Москвы (настоятель архимандрит Августин Пиданов). Преподаватель Драгомерецкая Нина Алексеевна. Урок рассчитан на 90 минут для детей, уже имеющих основные знания в Священном Писании и регулярно участвующих в богослужениях, все дети воцерковлены. Урок может быть проведен в дни празднования Русской Православной церковью Иконы Владимирской Божией Матери - 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). В приложении приведен исчерпывающий курс для детей 11-13 лет годовой программы.

Цель урока: Демонстрация учителем всеми доступными методами важности образа Пресвятой Богородицы в Православии и главной святыни Руси - иконы Владимирской Божией Матери, знакомство учащихся с ее иконографией, историей написания и чудотворности.

Задачи урока.

Обучающие:

- помочь детям вспомнить те знания, которые связаны с данной темой урока,

- повторить основные события, связанные с Богородицей по Книгам Священного Писания Нового Завета,

- пополнить словарный запас учащихся новыми терминами из иконографии и истории православной церкви ,

- закрепить знания, полученные в ходе урока.

Воспитательные:

- создать представление об иконе как достоянии мировой художественной и духовной культуры,

- помочь детям постичь через чувства и ассоциации подлинное величие и красоту образа Богоматери,

- продолжить воспитание уважительного и бережного отношения детей к иконам,

- воспитывать чувство благоговения перед Пресвятой Богородицей, ее житием и делами ,

- приобщить к состоянию радости встречи с Богом, Богородицей, Таинствами Православной Церкви.

Развивающие:

- укрепить интерес к изучению библейской истории,

- помочь учащимся осмыслить современное значение Богородицы в наши дни. Как заступницы и ходатаицы всех православных христиан.

Подготовка к уроку.

Оборудование: стенд с репродукциями, компьютер, проектор, экран, икона Владимирской Божией Матери, магнитола, аудиозаписи, электровикторина «Православие».

Организационный момент: Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности каждого ученика к занятию – тетради, ручки, цветные карандаши.

Начало занятия: Традиционная молитва перед началом урока «Царю небесный…». Поют все ученики вместе с учителем перед Иконой .

Повторение ранее изученного материала: Вопросы детям о Богородице, ее детстве, жизни.

-Ребята, давайте кратко вспомним -Что мы знаем о Богородицe?

-Рассказы учащихся о рождении и воспитании Богородицы в храме.

- Как сложилась дальнейшая судьба ? Что изменило Её жизнь?

Звучит песнопение “Богородице Дева, радуйся”

- Итак, в чём же состояла “благая весть”?

- Расскажите о рождении Сына у Богородицы.

- Какое предсказание сделал Симеон, увидев младенца Иисуса?

Изучение нового материала.

Дорогие отроки и отроковицы!

На Руси всегда было особое почитание Божией Матери, недаром нашу землю называли Домом и Вертоградом Пресвятой Богородицы. Сколько храмов, посвящённых Ей, драгоценным бисером рассыпано на Руси! Сколько чудотворных икон! Сколько пролито перед ними горячих христианских слёз! И даже сами названия этих образов дышат Божественной Небесной Поэзией: “Всех скорбящих Радосте”, “Утоли моя печали”, “Скоропослушница”, “Благодатное Небо”, “Неопалимая Купина”, “Взыскание погибших”, “Умягчение злых сердец”, “Призри на смирение”. Вглядитесь в известнейшие иконы, наиболее почитаемые на Руси. (показ репродукций икон Божией Матери).

Какие еще иконы, изображающие Пресвятую Богородицу вы знаете?

Новости образования:

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...

Выявление компонентов творческих способностей и их качеств
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих спо ...

Слово и образ в процессе воображения
Структурными единицами процесса воображения и речи является слово и образ. На основе работ Л.С. Выготского, Рибо, Е.А Лустина выдвигает свои гипотезы и разработки о слове и образе в процессе воображения. Само воображение как единый преобразовательный процесс в зависимости от условий и цели фантазир ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru