Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности

Педагогические практики » Образование и личность » Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности

Страница 5

Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом, и российского образования в частности, привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Жизнь ребенка в школе — это не только усвоение учебной информации, но и накопление социального опыта, открытие себя и познание других. Важнейшую роль и в том, и в другом случае играет личность педагога, его ценности, отношение к себе, к другим и к миру. Несмотря на важность рассмотрения вопроса о внутриличностной динамике ценностей, смыслов и мотивов педагогической деятельности, разработка этой проблемы пока недостаточна.

В отечественной психологии сформировались нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к выявлению и анализу ценностей.

С точки зрения первого подхода, ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе и профессионального. Д.А. Леонтьев считает, что одной из форм существования ценностей являются общественные идеалы — выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Необходимо отличать реальные ценности от идеалов, формулируемых в виде идеологических конструкций. Последние могут успешно выполнять функцию консолидации и ориентации в социальной общности, если адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности. “Только “ценность”, а именно в значении “чего-то, что хотели бы иметь все”, делает идеологию идеалом” (Д.А. Леонтьев).

Социально-психологический подход к изучению ценностей делает акцент на рассмотрение общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей. К. Клахон на вопрос “Почему существуют ценности?” отвечает: “Потому что без них жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранить направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей”. С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей, многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и, наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценности. Если анализировать ситуацию, сложившуюся в российском образовании, то мы видим как резко сменились его ориентиры: с формирования всесторонне и гармонически развитой личности (идеологизированный идеал) на формирование самостоятельной, компетентной, способной к проектированию своего жизненного пути личности.

Ценностно-смысловой подход

в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева, духовной психологией как особой формой рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипорова), психологией переживания Ф.Е. Василюка, концепцией диалога А. Хараша, психологией личности и сущности человека А. Орлова и др. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего “его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты” (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Б.С. Братусь вводит представление о двух плоскостях человеческого развития — горизонтальной (движение деятельности и времени, деятельности во времени) и вертикальной — смысловая ось отношений к миру, пронизывающая время и действие. Личностное пространство бытия человека свершается, прежде всего, в вертикальной плоскости. “Лишь будучи пронизанной общим смысловым отношением деятельность приобретает личностный оттенок, способность отражать, являть через себя личность” (Братусь). Эти идеи мы обнаруживаем в текстах М.М. Бахтина: субъективная целостность личности является смысловой целостностью, а пространство и время — средства реализации его смысловой организации. Осознавать самого себя активным — значит освещать себя предстоящим смыслом; “вне его меня нет для самого себя” (Бахтин). Личность раскрывается в авторском “прочтении” социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального способа жизни, в особом способе существования человека. Такое авторство предполагает осуществление выбора, взятие ответственности за происходящее на себя и определенный риск. Не каждый способен вести такой образ жизни. В основе включенности личности в социокультурные связи лежат личностные ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста
Для проведения эксперимента были взяты 2 группы детей: контрольная - 10 детей и экспериментальная - 10 детей в возрасте 4-5 лет, регулярно посещающих детский сад. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Цель : исследовать дин ...

Необходимость воспитания экологической культуры
Экологическое воспитание и образование - самое эффективное средство улучшения экологической обстановки, поскольку в сравнении с другими направлениями природоохранных вложений дает наибольшую отдачу. Единая система всеобщего непрерывного экологического образования, которая охватывает все слои населе ...

Классификация педагогических ценностей
Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функ ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru