Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания

Страница 2

3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Нередко развлекательные формы способствуют успеху решения проблемы, так же весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление.

4.Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному [ 36].

Следовательно, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что учебная проблема может быть проблемой природы, человека или общества, включенная в содержание обучения. Общего между проблемой и учебной проблемой то, что и в проблеме, и в учебной проблеме есть противоречие. Что их различает? Задача, вопрос, поставленные в проблеме, еще не решены. Вопросы и задачи, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Ответ на учебную проблему и должен получить учащийся либо от учителя, либо под его руководством, либо самостоятельно. Иначе говоря, решая учебные проблемы, учащиеся имеют дело с проблемами, которые могут по-разному. Могут получить готовые знания - и тогда объективно перестали ими быть, так как уже решены наукой, обществом, человеком. Но субъективно учебные проблемы и для учащихся остаются проблемами, так как их решения только предстоит узнать. "Решения" выступают как знания, умения и навыки. "Узнать" же их учащиеся учитель прибегает к иллюстративно-объяснительному обучению. Могут научиться известным способам деятельности, т.е. умениям и навыкам, - и тогда учитель прибегает к репродуктивному обучению. А могут получить новые знания или открыть способы деятельности в значительной степени самостоятельно - и тогда учитель прибегает к проблемному обучению [8,с.8].

Как уже было сказано, проблемное обучение реализуется с помощью проблемных ситуаций. Проблемная ситуация- это, по определению А.М.Матюшкина, "особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта ( учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти ( открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия" [22,с.193].

Иначе говоря, проблемная ситуация- это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие- то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, знаний и он должен сам их искать.

Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания, для выполнения нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.

Итак, проблемная ситуация возникает лишь тогда, когда для осмысления чего- либо или совершения каких- то необходимых действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия, то есть имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда она способна пробудить у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее и ощущаемое противоречие. Желание это возникает не при всякой проблемной ситуации. Для того, чтобы оно появилось, нужно соблюдение двух условий: содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся и они должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильны, так как часть необходимых знаний у них есть [ 13,с. 320].

Также важным элементом в проблемных ситуациях, без которого невозможно целенаправленно их создавать и использовать, являются возможности учащегося, включающие интеллектуальные способности и достигнутый им уровень знаний. Главная характеристика этих возможностей при постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, заключается в том, что с помощью достигнутых знаний и способов действия ученик не может выполнить поставленного задания, но они должны быть достигнуты для самостоятельного анализа ( понимания) содержаний и условий выполнения задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Теория развивающего обучения
В основу дано концепции Давыдов В.В. и Эльконин Д.В. положили гипотезу о ведущей роли теоретического знания, то есть учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация этой теории достигается формированием у учащихся теоретического ...

Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс ...

Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выс ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru