Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.

Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы – применению проблемного обучения в педагогической практике учителей- словесников.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по использованию проблемного обучения в школе. В педагогической литературе исследуемый нами вопрос нашел свое отражение в работах Махмутова М.И., Селевко Г.К., Оконя В., Лернера И.Я., Ильиной Т.А., Матюшкина А.М., Брызгаловой С.И., Реза З.Я. и др., где освещаются сущность основных понятий, содержание методов проблемного обучения.

Также на современном этапе развития общества школа отходит от традиционного, объяснительно – иллюстративного обучения и ищет новые подходы в обучении. Это прежде всего обусловлено тем, что в ближайшие три года всем школам России предстоит перейти на новую, нормативно – подушевую систему финансирования и оплаты труда работникам образования [ 38]. В связи с этим педагогические коллективы применяют в своей работе новые виды обучения, и одним из таких видов является проблемное обучение, так как оно полностью соответствует целям и задачам современной школы. Данный вид обучения способствует формированию полноценной личности учащихся, ведет к развитию их творческих, мыслительных способностей и познавательных потребностей.

Кроме того, обращение к данной теме обусловлено необходимостью подготовки выпускников школ к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной аттестации за курс средней школы: с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе последняя ( четвертая) часть экзаменационной работы требует от учащихся развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера. Именно её выполнение, по свидетельству как учителей, так и самих учеников вызывает неизменное затруднение. Это является ещё одним аргументом в пользу необходимости применения проблемного обучения на уроках литературы.

Таким образом, налицо противоречие между теоретически и практически обоснованной необходимостью использовать проблемное обучение в учебном процессе и его недостаточным применением в практической деятельности учителей.

Цель исследования – изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках литературы.

Объект исследования - процесс обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - методы и средства проблемного обучения литературе в старших классах.

В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно-педагогическую литературу, касающуюся проблемного обучения;

- рассмотреть способы и условия реализации проблемного обучения;

- проанализировать передовой опыт работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы;

- разработать ряд уроков литературы с элементами проблемного обучения;

- практическим путем проверить эффективность предложенных уроков и др.

В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что будут использованы потенциальные возможности учебного предмета литературы в том случае, если:

- в содержание уроков литературы будут включены проблемные ситуации, проблемные вопросы и задания, способствующие раскрытию главной мысли произведения, анализу поступков героев;

- будут соблюдены все условия создания проблемных ситуаций;

- будут использованы различные методы проблемного обучения;

- учитель будет сотрудничать с учениками при затруднениях.

Методологической основой послужили фундаментальные исследования по проблемному обучению ( О.Е.Баксанский, С.И. Брызгалова, Т.А.Ильина, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др. ), о соотношении психологии мышления и проблемного обучения ( А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др. )

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по данной проблеме; педагогический эксперимент; беседа; тестирование и анкетирование; качественный и количественный анализ данных и др.

Новизна исследования заключается в том, что проведено обобщение научного материала по использованию проблемного обучения на уроках литературы в старших классах, разработана система уроков, включающих в свое содержание элементы проблемного обучения.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, в частности, теоретический и практический материал можно использовать: студентам при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, в выступлениях на научно-практических конференциях и т.п.; учителям школ на уроках литературы по разработанным темам; всем интересующимся данной проблемой.

Исследовательской базой послужила общеобразовательная школа №9 города Елабуга, были задействованы учащиеся 9 " Б " класса в количестве 30 человек, учитель русского языка и литературы.

Новости образования:

Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие
Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое ...

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru