Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12]
Самооценка имеет комплексный характер, поскольку распространяется на различные появления личности - интеллект, внешние данные, успешность в общении и т.п. Она также является динамической так как может изменяться в течение жизни.
Зависимости от того, как самооценка, носит субъективный характер, соотносится с реальными проявлениями человека, она делится на виды:
Адекватная самооценка - та, что соответствует реальности Неадекватная самооценка - когда человек себя неправильно оценивает
Неадекватная, в свою очередь, может быть завышенной - для нее характерна переоценка человеком своих достоинств и заниженной которая проявляется через умаление своих предпочтений или (и) преувеличения недостатков Именно неадекватно заниженная самооценка значительно труднее поддается психологической коррекции через свою слитность с комплексом н неполноценности личностей.
Самооценка значительной мере проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в ее отношении к достижениям других Человек с завышенной самооценкой охотно критикует без достаточных оснований сделанное другими людьми Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тем, кому она свойственна, но и окружающим Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, обычно является результатом неправильной самооценкой.
Как компонент самосознания самооценка тоже не является врожденной, а постепенно формируется в онтогенезе человека, впервые проявляясь в дошкольном возрасте На ее формирование в личности существенно влияют следующие механизмы: [10, c.21]
1 - механизм характерен как ведущий для детей дошкольного возраста
2 - для младших школьников
3 - для лиц подросткового и юношеского возраста
4 - для людей взрослого возраста
1) эмоциональная реакция значимых взрослых:
- степень их любви, принятия ребенка
- проявление внимания к ребенку, общение с ним, преобладающее отношение к ребенку, оценка его поступков;
2) успешность школьного обучения и отношение педагогов к ребенку;
3) успешность общения с ровесниками, наличие дружеских и романтических отношений;
4) соотношение собственных достижений человека с планами и сравнения с достижениями других значимых людей
Понятие об уровне притязаний
Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности.
Уровень притязаний - это система перспективных задач, которые человек ставит для собственного достижения
Например, ориентация на отличный уровень успеваемости в университете, или соблюдение диеты из-за желания похудеть до кг-для девушек, и занятия ребят в спортзале на тренажерах из-за стремления я накачать мускульную массу до кг.,кг.
Уровень притязаний существенно зависит от образа "Я", в частности Я-идеального (согласно образа себя в будущем человек ставит задачу достичь этого образа) и самооценки (обычно высокая самооценка а формирует высокий уровень притязаний).
Новости образования:
Задача и умение её решать
В начальном курсе обучения математике задачи играют большую роль. Что составляет содержание понятия «задача»? В Толковом Словаре русского языка Ожегова С.И. дана такая трактовка этого понятия: «задача - это то, что требует разрешения, исполнения». [17, с. 203] Из «Психологического словаря» мы узнаё ...
Возрастные особенности детей
10 – 15 лет и их готовность к иноязычной диалогической речи
Овладение иноязычной диалогической речью представляет некоторые трудности для школьников. Первая причина этого вызвана тем, что диалогическая речь объединяет два вида разговорной деятельности – аудирование и говорение. В связи с этим второй партнер должен понять реплику первого партнера и быстро и ...
Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление»
и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...