Информатизация системы российского образован

Педагогические практики » Информатизация российского образования » Информатизация системы российского образован

Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережающего характера развития образования на фоне других факторов социально-экономического и культурного развития общества.

По мнению академика К.К. Колина, система опережающего образования позволит сформировать у людей ноосферное сознание, способствующее понимаю своей роли по отношению к природе, высокой ответственности за настоящее и будущее планеты, а также новую информационную культуру.

Главные компоненты единого информационного пространства в сфере образования России. Единое информационное пространство в сфере образования должно являться составной частью единого информационного пространства России и включать четыре главных компонента:

· Информационные ресурсы – документированные данные и знания сферы образования, циркулирующие по информационным каналам, накапливаемые в библиотеках, архивах, фондах, базах данных и т.п. в виде, пригородном для использования;

· Информационное сообщество – множество субъектов( организаций и физических лиц) сферы образования, действующих в качестве генераторов информации, посредников и потребителей образовательной информации;

· Информационную инфраструктуру – информационные каналы и хранилища, информационные технологии, правовую и финансово-экономическую базу информационной деятельности в сфере образования;

· Информационную деятельность – совокупность процессов и действий, осуществляемых информационным сообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры для производства продуктов и услуг в сфере образования.

Рассмотрим состояние информатизации в российском образовании в двух школах:

Общеобразовательная школа

В последние 7 - 8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. При этом необходимо отметить, что один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15. Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.

Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.

На сегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.

Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Крайне медленно идет разработка русскоязычных образовательных ресурсов.

Широкому распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернета в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 г. оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 %. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой – как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Перечисленные обстоятельства создают дополнительные препятствия для повышения качества образования в сельской школе, препятствуют выравниванию доступности в получении требуемого образования.

Профессиональная школа

В настоящее время большинство вузов России имеет доступ в компьютерные сети. Однако надо признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Kбит/с – 2 Mбит/с. В этом случае вузы России могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.

Новости образования:

Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механ ...

Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию
В основе исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса. Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения, сопоставления друг с другом нескольких процессов, в которых одни ...

Механизм творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накаплива ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru