Информатизация системы российского образован

Педагогические практики » Информатизация российского образования » Информатизация системы российского образован

Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережающего характера развития образования на фоне других факторов социально-экономического и культурного развития общества.

По мнению академика К.К. Колина, система опережающего образования позволит сформировать у людей ноосферное сознание, способствующее понимаю своей роли по отношению к природе, высокой ответственности за настоящее и будущее планеты, а также новую информационную культуру.

Главные компоненты единого информационного пространства в сфере образования России. Единое информационное пространство в сфере образования должно являться составной частью единого информационного пространства России и включать четыре главных компонента:

· Информационные ресурсы – документированные данные и знания сферы образования, циркулирующие по информационным каналам, накапливаемые в библиотеках, архивах, фондах, базах данных и т.п. в виде, пригородном для использования;

· Информационное сообщество – множество субъектов( организаций и физических лиц) сферы образования, действующих в качестве генераторов информации, посредников и потребителей образовательной информации;

· Информационную инфраструктуру – информационные каналы и хранилища, информационные технологии, правовую и финансово-экономическую базу информационной деятельности в сфере образования;

· Информационную деятельность – совокупность процессов и действий, осуществляемых информационным сообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры для производства продуктов и услуг в сфере образования.

Рассмотрим состояние информатизации в российском образовании в двух школах:

Общеобразовательная школа

В последние 7 - 8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. При этом необходимо отметить, что один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15. Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.

Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.

На сегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.

Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Крайне медленно идет разработка русскоязычных образовательных ресурсов.

Широкому распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернета в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 г. оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 %. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой – как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Перечисленные обстоятельства создают дополнительные препятствия для повышения качества образования в сельской школе, препятствуют выравниванию доступности в получении требуемого образования.

Профессиональная школа

В настоящее время большинство вузов России имеет доступ в компьютерные сети. Однако надо признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Kбит/с – 2 Mбит/с. В этом случае вузы России могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.

Новости образования:

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости, варим суп и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru