Роль познавательных умений, в современном процессе обучения истории многолика: во-первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся, раскрытие их индивидуальности; во-вторых, познавательные умения - органическая часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений; в-третьих, познавательные умения - это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому; в-четвертых, они - прогнозируемый результат целенаправленного обучения истории; в-пятых, познавательные умения могут выступать в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.
Автор на примере разработок урока Н.Венцовой желает показать, как влияет ниже изложенные виды уроков на процесс обучения.
Методические дискуссии могут включать в себя дебаты, "круглый стол" заседание экспертной группы (панельная дискуссия), форум, "6х6х6", судебное заседание.
Дебаты - это разновидность дискуссии, которая используется для обсуждения тем, касаемо которых существуют противоположные взгляды ученых. Цель такой дискуссии - научить учеников выражать собственное отношение к событиям и таким образом убедить других в своей правоте, исключая откровенные нападения на других участников дебатов, потому, внимание акцентируется на создании дружеской, товарищеской атмосферы дискуссии.
Примером дебатов может быть организация обсуждения на уроке из истории Украины в 8 классе из темы "Нарушение территориальной целостности Украинского государства - Гетманщины". На этапе осмысления, обобщения и систематизации знаний или на следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания выдвигается тезис "Переяславский договор - историческая необходимость или проявление политической слабости Украины?" После этого ученикам предлагается оформить свои мнения в письменном виде в виде таблицы, где в первую колонку записываются аргументы в интересах того, что Переяславское соглашение было обусловлено исторической необходимостью и отсутствием другого пути для Украины, а во вторую колонку - аргументы, которые подтверждают слабость Украины и вероятные пути развития государства.
Дискуссия начинается с распределения учеников посредством жеребьевки или, по их желанию на команды, которые должны утверждать и отрицать выдвинутый тезис.
Первым выступает капитан одной из команд. Ученики обеих команд внимательно слушают и готовятся к выступлениям. Одним из условий дебатов является высказывание собственных аргументов и контраргументов всеми членами команд. Роль учителя во время дебатов заключается в слежке по времени и предоставлении в случае необходимости помощи или дополнительной информации ученикам, а по окончании - в руководстве подведением итогов и определении самых активных учеников, а также недостатков обсуждения. Как правило, дебаты происходят по такой схеме:
распределение класса на команды, группы (количество групп зависит от количества точек зрения);
объявление темы дебатов и определения регламента их проведения;
подготовка групп, распределение ролей, решение, как использовать время. На этом этапе члены групп могут задавать один другому вопросы, комментировать выступления другой стороны, использовать визуальные способы и др.
Представители групп предварительно определяют последовательность выступлений;
непосредственно дебаты;
Новости образования:
Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные форм ...
Цели обучения истории
Развиваясь, любое общество всегда ставило и ставит перед школой определенные социально-обусловленные цели, поскольку их реализация необходима для его функционирования. Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания н ...
Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных
подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...