Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской личности

Педагогические практики » Возрастные особенности развития дошкольника » Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской личности

Страница 2

Детское художественное творчество существует. Задача в том, чтобы научиться управлять особенностями проявления этого творчества в разном дошкольном возрасте в области рисования, музыки, художественного слова и разрабатывать методы, побуждающие и развивающие это творчество. В их сознании следует также опираться на особенности эмоциональной сферы детей, т.е. развивать их эмоциональную чувствительность к специфическим воздействиям различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей младшего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающий у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительская деятельность (танец, песня, рассказывание) – все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста – существенная и вместе с тем трудная. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Здесь подчас допускаются серьезные просчеты. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и таким образом невольно растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливыми наказаниями угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявляемым требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребенком. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с там у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.

Знание и реальное поведение, необходимо превратить в движущие мотивы его поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное отношение к своим нравственным обязанностям. Он знает, что надо помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым, и сам восстает против грубости других; он сочувствует сверстнику, испытывающему страдания, и радуется, разделяя радость другого.

Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т.п. Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.

Нет сомнений в том, что трудовое воспитание надо начинать уже в дошкольном детстве. В связи с этим осуществляется разработка проблем доступности и педагогической целесообразности различных форм ознакомления дошкольников с трудом советских людей, а также организации их собственной трудовой деятельности – самообслуживания, ручного труда, работы на участке детского сада и т.д.

Важно, чтобы любое практическое задание, предложенное дошкольнику, не было самоцелью, а способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на его эмоциональную сферу. «Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает радость… Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива», – писал В.А.Сухомлинский.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ
Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме и содержанию с использованием на занятиях по экологическому воспитанию музыки. Наша задача показать как музыка влияет на восприятие детьми материала, как достигается поставленная цель за ...

Особенности рефлексии
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию вид ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru