Развитие физической научной школы «Кипение жидкостей» с 1954 г. по 1990 г

Страница 1

С приходом в Ставропольский педагогический институт доцента Е. И. Несиса на физико-математическом факультете начала вестись активная научная работа по проблемам физики кипения, приведшая к созданию научной школы по данному направлению. После того как Е.И. Несис стал заведующим кафедрой теоретической физики и первым на Ставрополье доктором физико-математических наук, а затем и профессором, в г. Ставрополе открылось новое научное направление физики фазовых переходов: исследование процессов кипения жидкостей, взаимное превращение ферро- и парамагнетиков.

Решающий этап в формировании научной школы приходится на конец 60-х гг. В 1968-1969 гг. прошли успешные защиты диссертаций трех преподавателей института, которые являлись учениками Е.И Несиса - Владимира Ивановича Токмакова, Бориса Михайловича Дорофеева, Елены Михайловны Ивановой15. Все они были посвящены проблемам физики кипения. Таким образом, осуществился первоначальный этап преемственности в развитии научной школы, наряду с Е.И. Несисом теперь трудились перспективные молодые ученые, научная квалификация которых получила признание.

В ходе работ научной школы Е.И. Несиса: выяснено существование различных типов кипения - пузырьковое кипение, пленочное кипение, недогретое кипение, существование кризиса кипения; определены механизмы возникновения паровых пузырьков, без которых процесс кипения невозможен; в отличие от общепринятых в теплофизике представлений о том, что центрами пузыреобразования являются всякого рода выступы на поверхности нагрева в 1950 г., было доказано, что центрами пузыреобразования являются углубления, поры в горячей плоскости (Журнал технической физики, М.-л. т. XXII, 1952, №3, С. 1492-1512).

Кроме того, Е. И. Несис внес некоторые принципиальные уточнения в теорию фазовых переходов II рода (точки Кюри) (Украинский физический журнал., т. - IV, №3, С. 363 - 371). Им была опубликована большая обзорная статья в журнале «Успехи физических наук» (т.87, №2, М. 1965., С 615 -674.). Одним из основополагающих результатов проведенных исследований явилось получение кардинально новой теории образования звука при кипении. Учеником Е. И. Несиса В. В. Чекановым было показано, что звук, возникающий при кипении, издают пузырьки, которые еще не оторвались от горячей поверхности, а не оторвавшиеся от поверхности пузыри.

Фундаментальные исследования кафедры теоретической физики Ставропольского государственного педагогического института по акустике кипения проводились по двум специальным программам. «Первая из них - программа секции «Акустические методы исследования процесса кипения и гидродинамики двухфазных потоков» Координационного совета по теплофизике Государственного комитета по атомной энергии при Совете министров СССР (шифр секции 381-228). Вторая – Комплексная научно техническая программа «Атоммаш» Северо-Кавказского научного центра высшей школы по научному направлению 02 «Парогенераторы, теплоносители, диагностика теплотехнического оборудования атомных электро станций»16.

В рамках первой программы в 1972 году сотрудники кафедры теоретический физики Е. И. Несис, Б. М. Дорофеев, В. А. Ассман, И. С. Сологуб и др. принимали участие в работе Координационного совещания секции тепломассобмена Научного совета АН СССР по проблеме «Теплофизика» в Ленинграде.

В 70-е гг. начинается процесс широкой апробации результатов научных исследований указанной школы. В 1974 году в Киеве было проведено заседание научной теплофизической секции АН СССР и АН Украины, посвященной координации исследований в области теплообмена при фазовых превращениях, где одним из ряда вопросов для обсуждения был вопрос работы ка-федры теоретической физики Ставропольского пединститута, здесь присутствовали Е.И. Несис, Б.М. Дорофеев и В.И. Комаров. На заседании секции работа кафедры была оценена положительно и вынесена рекомендация по ее дальнейшему развитию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах средней школы
лингвострановедческий аутентичный общение обучение Рассматривая методику работы с аутентичными текстами, нельзя не отметить ее тесную связь с коммуникативным методом обучения иноязычному обучению. Два этих понятия вошли в дидактику преподавания иностранного языка одновременно, т.е. главным направле ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru