Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

Страница 3

А.А. Бодалев также подчеркивает, что приобретение человеком такого качества как общественность (человек как общественное существо - примечание наше - В. И) связано с овладением в большей или меньшей степени материальными и духовными ценностями. Он указывает на значение влияний, идущих на человека из большого социума: экономика, политика, идеологии права, морали, религии, действуя в совокупности и проникая друг в друга, оказываются теми реальными условиями, которые облегчают формирование у личности одних отношений к действительности и затрудняют формирование других отношений. Это первый фактор-условие. Но эффект не бывает одинаков и зависит от принадлежности личности к той или иной социальной группе, так как ценностные ориентации, видение мира, оценочные эталоны корректируют влияния, идущие от макросоциума.

Достаточно большим социализирующим потенциалом обладает целостный образовательный процесс, однако на его социализирующий эффект обращается недостаточно внимания, и этот процесс носит скорее стихийный характер, нежели сознательно инициируемый. Поэтому мы считаем необходимым еще более сузить предмет научного анализа данного параграфа и обратить пристальное внимание на проблему организованной социализации личности в образовании.

В связи с тем, что общество обусловливает возникновение тех или иных социокультурных факторов, влияющих на развитие человека, то изменения общественных условий закономерно приводит к изменению всех сфер жизнедеятельности личности, в том числе сферы образования [10, с.28]. В этом случае можно говорить о необходимости принципиальной ломки традиционной образовательной практики и поиска специфических новых форм, лежащих в ее основе, с целью выхода этого института социализации из того кризисного состояния, в котором он оказался под влиянием социальных деформаций. Как отмечают О.В. Долженко и В.Л. Шатуновский, "Образование должно создать совершенно нового человека, "породить" новый исторический тип личности". Образовательный институт социализации, как и все остальные, детерминируется культурой, понимаемой наукой как совокупность форм бытия человека, а с другой стороны как система средств, обеспечивающих определенный способ деятельности людей, обусловливающей тем самым организацию и самоорганизацию деятельности человека и общества в целом. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что именно в образовательном процессе заложены большие потенциальные возможности социализации личности.

Опираясь на выше предложенный анализ, мы предприняли попытку разработать рабочее понятие социализации, которое бы отвечало законам педагогической логики и нашему исследовательскому подходу. Соответственно, в нем должны быть отражены функции, структура, механизмы и результаты исследуемого процесса. В своем исследовании мы представляем ее в виде обобщенной педагогической модели.

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация личности представляет собой целостный процесс взаимодействия субъекта и общества, осуществляемый посредством микро-макро-мега функциональных структур (сред), функциями которого являются: регулирующая, ориентационно-ценностная, феноменологическая и институциализирующая, определяющие взаимосвязь и взаимозависимость сфер жизнедеятельности личности эндосоциального, экзосоциального, мезосоциального характера, и ориентирующие определенные педагогические механизмы на духовно-творческое становление личности.

Страницы: 1 2 3 

Новости образования:

Характеристика задач на построение
В преподавании математики большое значение при­обретают вопросы, связанные с обучением учащихся геометрическим построениям (выполнение наиболее рас­пространенных геометрических построений и обучение решению задач на построение). Решая задачи на построение, учащиеся приобретают первые теоретические ...

Янош Больяи
Больяи (Бояи, а также Бойаи) Янош (15.12.1802-27.1.1860)- венгерский математик и военный инженер. Родился в Коложваре (ныне Клуж-Напека, Румыния), Его отец Фаркаш (Вольфганг) Больяи - профессор математики и поэт (9.2.1775-21.11.1856), друг К. Ф. Гаусса. Фаркаш Больяи строго доказал, что равновелики ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения на средней ступени
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru