Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками

Страница 3

Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал — это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности трудных подростков, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что "длинен путь через наставления, короток через пример". К. Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения /36,с.93/.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства трудных подростков, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, несовершеннолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками. В литературе и в выступлениях журналистов часто встречается слово "маугли", но оно относится не к тем детям, которые выросли среди животных — известные нам примеры, а к , детям улицы, подвалов, живущим на свалках и пр. Они не умеют чистить зубы, умываться по утрам, следить за своей одеждой и пр. Поэтому для социального педагога в этом случае метод упражнения один из основных.

Другая трудность в работе с такими подростками — укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный педагог занимается фактически перевоспитанием трудных подростков, приобщением их к нормам и правилам общества /20,с.113/.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра; творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. Ценность игры заключается в том, что собственными потребностями трудного подростка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить.

Методы убеждения и упражнения тесно между собой взаимосвязаны. А. С. Макаренко все время подчеркивал мысль о слиянии слова и дела, убеждения и упражнения. Самое упорное натаскивание на похвальных мыслях и знаниях, неоднократно подчеркивал он, без соответствующей практики может приводить к формированию "ханжей" и "графоманов".

Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы поощрения и наказания. Они направлены к одной цели — формировать определенные нравственные качества поведения и характера подростка /25,с.110/. Эти методы не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как трудного подростка свойственно исследовать границы дозволенного, а следовательно ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны /33,с.67/. Условно взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, методами и формами ее осуществления показаны на Рисунке 2.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности. Общая схема технологически организованной социально-педагогической деятельности представлена на Рисунке 3.

Решение любой проблемы трудного подростка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сборе анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Рис. 2 – взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, методами и формами

Рис. 3 – Схема технологически организованной социально-педагогической деятельности

Особенностью деятельности социального педагога является то, что подросток не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой др.). Поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации трудного подростка и поставить диагноз.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Устное народное творчество - пословицы - как средство развития речи
Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики. При разработке методик учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолении препятствий, создании яркой, неожиданной картины ми ...

Лингвистическая игра в системе средств обучения русскому языку
Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра ...

Стили педагогического общения
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом исследовании была выведена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни: · Авторитарный · Демократический · Попустительский В ходе эксп ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru