Формирование эстетической культуры средствами искусства

Страница 1

Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве; "искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа". Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом; тем более абсурдно требовать подобного от ребенка. Речь идет о формировании так называемой базовой культуры личности. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает, как это иногда утверждают, эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Художественная литература - самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника. Познание красоты слова является первым и важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств. Важнейшая педагогическая задача состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутренним духовным богатством и в то же время средством выражения этого богатства.

Язык - главное средство общения людей, он охватывает разные стороны бытия, поэтому возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки. Слово как средство выразительности в литературном произведении обретает удвоенную художественную силу. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается в первую очередь умом. Поэтому литература - важнейшее средство развития интеллекта учащихся.

Прежде чем школьник сможет самостоятельно постигать эмоциональные оттенки слова, учитель подготавливает его к этому при помощи так называемого художественного рассказа. Художественный рассказ требует высокой эмоциональной и эстетической культуры педагога. Выразительное чтение учителя развивает у учащихся способность постигать эмоциональную окраску слова, а это умение - преддверие не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни учащихся. По словам В.А. Сухомлинского, "Когда человек ощущает, переживает тончайшие оттенки, запахи, эмоциональный подтекст слова, он как бы пробуждает дремлющие силы разума" [13; 507]. Познание слова несет в себе энергию мысли. Постижение слова - это подготовка к чтению художественной литературы. Чтение может стать духовной потребностью лишь тогда, когда слово отложилось и в логической, и в эмоциональной памяти.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений
Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносо ...

Особенности формирования мотивация к изучению предмета
Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34]. Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения: 1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъект ...

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru