Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы

Страница 5

Классическое образование, по представлениям М.Н. Каткова, при правильной своей постановке способно решать задачи не только гуманитарного, но и естественнонаучного обучения, и даже более того, не может быть полноценного технического образования без гуманитарного. Классическое образование через изучение древних языков несет в себе развивающий элемент, формирует логическое, аналитическое, а, следовательно, и техническое мышление.

Огромную роль в развитии теории классического образования сыграл другой представитель официальной педагогической мысли В.В. Розанов. Искренне проповедуя идеи православной философии, он считал, что каждому человеку от рождения свойственно стремление к постижению религиозных норм и доктрин, которое носит неосознанный, наивный характер. Сделать это стремление сознательным, просвещенным - и есть первостепенная задача образования. Представления об образовании лишь как о средстве трансляции научных знаний, по его мнению, есть глубокое заблуждение, своеобразные «сумерки просвещения», иллюзия, в плену которой находится современная система просвещения России. В той культуре, о которой говорим мы, все истины, все ценное - суть нравственного, идеального порядка, и этому же порядку должны принадлежать и все истины, сообщаемые всем душам этой культуры через школу. Отсюда автор делает вывод о главенствующей роли в системе образования церкви, а в содержании образовательного процесса - проповеди православия. Подобные идеалы обучения и воспитания могут быть достигнуты лишь только через формальное образование, наиболее полным выражением которого является классицизм. Отстаивая необходимость широкого внедрения в систему национального образования в России классического обучения, В.В. Розанов трезво смотрит на все недостатки этой системы обучения при ее реальном воплощении в образовательную практику. Корень всех этих недостатков, по его мнению, заключается в насильственном внедрении в российской школе одновременно двух древних языков, что значительно перегружает учебную программу и, как следствие, делает идеалы истинного классического образования недоступным. Поэтому необходимо реформировать школьную систему, оставив в ней только один латинский язык, истинная классическая школа таким образом - латинская. «Классическое образование есть не только истинное, но и единственно истинное и притом применимое одинаково во все времена. Как алгебра есть не умирающее средство выяснения всяких количественных отношений, так латинская грамматическая школа есть не умирающее орудие заострения собственно умственных даров человека, которое может быть откинуто невежеством, но ничем не может быть заменено».

Традиционно противопоставляя русскую педагогику европейской, В.В. Розанов отмечает, что «по крайней мере от древнего грека и до современного нам англичанина, француза, немца - каждый именно в ту пору отрочества и первой юности воспитывался и воспитывается в истинном национальном духе, - и может быть, это же воспитание дает основательность и яркость последующим блужданиям духа, если им и случается переступить за национальные рамки. Что же русские школы? Они переделывают структуру русской души на манер иностранных, уча патриотизму на примере римских патриотов, чести на образцах французского рыцарства, семейной домовитости на рассказ о германцах и швейцарцах». Поэтому необходимо реформировать школьную систему. Отсюда автор делает вывод главенствующей роли в системе образования церкви, а в содержании образовательного процесса - проповеди православия.

Таковы были теоретические позиции, на основе которых в начале XIX века была предпринята попытка реформирования национальной образовательной системы России. Проведенный анализ становления образовательной системы в России позволяет выделить одну из тенденций ее развития. Система образования как социальный институт государства и общества требует постоянных преобразований, реформирования. В анализируемый период доминировала стратегия реформирования «сверху», от государства, которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новости образования:

Этнический состав молодёжных групп на территории российского Дальнего Востока
Дальний Восток России заселён выходцами из разных народов, коренных и пришлых. Такова уж особенность состава населения этого региона, обусловленная историей его заселения. Коренные жители – нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы, эвены, эвенки, корейцы, китайцы, коряки, чукчи, эскимосы, алеуты, орочи, бур ...

Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений
Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносо ...

Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии
Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru