Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы

Страница 2

Согласно «Предварительным правилам», в России устанавливаются следующие основные типы учебных заведений – уездные и приходские училища, гимназии и университеты. Высшая ступень среднего образования – гимназия. По этому Уставу гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. Пункт 4 «Устава» гласит: «Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2) преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Первый учебный план был составлен во многом по образцу французских лицеев и прусских гимназий того времени.

В этом первом в истории России Уставе, регламентирующем учебно-воспитательный процесс в образовательной системе, вводились новые правила относительно и организации внутренней жизни школы: запрещались «телесные наказания, ремни, палки, плети, линейки и розги, пощечины, толчки и кулаки, дранье за волосы, ставления на колени и дранье за уши, усрамления и постыжения, уши ослиные и названия скотины, осла, … не делать смешных телодвижений, не показывать как птицы летают, не подражать птичьему, лошадиному или собачьему голосу».

Важнейшая педагогическая инноватика Александровской эпохи заключалась в создании лицейской системы образования. 12 апреля 1810 г. Министерство народного Просвещения издает «Постановление о Царскосельском Лицее» и, в том же году, в присутствии самого царя, происходит торжественное открытие лицея. Обучение в лицее начиналось с 10-12 лет, весь курс охватывал 6 лет (учебный год начинался с 1 августа и продолжался до 1 июля) и включал в себя 3 года начального, а также 3 года окончательного обучения. В начальный курс входило грамматическое изучение языков русского, латинского и немецкого, науки нравственные (основания Закона Божьего, основы логики и нравственной философии), науки математические (арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, начала физики), науки исторические (история России, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и основания риторики), изящные искусства и гимнастика (чистописание, рисование, танцевание, фехтование, верховная езда и плавание). Окончательный курс обучения составляли науки нравственные, науки физические, науки математические, науки исторические, словесность и изящные искусства с гимнастикой. Кроме того, в программу обучения входили дополнительные занятия по архитектуре и перспективе.

После смерти Александра I темпы развития лицейского образования в России резко снизились, и к началу XX века этот тип образования практически прекратил свое существование.

Была создана система военного образования, которое давалось в кадетских корпусах и училищах. В этот период начинает зарождаться сеть частных учебных заведений (различные пансионы), начавших существование в качестве альтернативы государственным учебным заведениям.

Несомненно, что реформа вела к установлению единообразия, системности и последовательности в общей структуре государственной образовательной системы. Однако реформа изначально не была подкреплена ни материальными, ни людскими ресурсами, т.к. не было ни денег, ни достаточного числа учителей, помещений и учебных пособий. На данном этапе государство брало на себя финансирование средней и высшей школы, оставляя начальное образование на попечительстве самих помещиков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе
В своем обыденном значении, как известно, ситуация (от средневекового лат. situatio — положение) — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. (7). При этом под условием мы понимаем «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановку, в которой происходит, осущ ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru