Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе

Педагогические практики » Предметное и ценностное восприятие мира » Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе

Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисования — дети весь свет оповещают о своем личностном видении мира, о своих идеях, им предоставлена свобода творчества пространством в площадь, а число зрителей, на общение с которыми выходит ребенок, необозримо. Здесь "Я" школьника выходит на общение с миром. С точки зрения ценностной, такого плана деятельность имеет большой педагогический смысл.

А теперь рассмотрим фото № 2: веселые дети у школы, их много, вместе с ними учителя. Поверхностное (предметное) восприятие благоприятное, потому что всегда радостные лица детей рождают радость любого нормально развитого человека. Что-то однако заставляет насторожиться. Может быть, кулаки, поднятые вверх? Кулак всегда сигнализировал борьбу, протест, угрозу, подавление противника. Каждый ребенок стоит отдельно от всех. Их много, но они не вместе . Картинка теряет свою прелесть, если не ограничиваться предметным восприятием. Ах, если бы ладошки детей были открыты, если бы дети чувствовали свое единство, если бы они выражали своё содружество . Ценностное восприятие иначе видит веселую картинку.

Владея ценностным восприятием, услышишь то, чего не слышат уши, увидишь то, чего не видят глаза. Дети ведут беседу о дружбе. Говорят, что друга приобрести можно, если «булочкой поделиться», если «купить и подарить что-то», если «дать карандаш». Молодой педагог удовлетворен активностью детей, согласно кивает головой, присоединяясь к идее «приобретения» друга, как если он тот был предметом, который покупаешь. Педагог не заметил, как беседа о дружбе переросла в разговор о способах манипулирования человеком, использования другого как средства.

Учительницу по имени Миляуша Гайнановна дети называют Людмилой Григорьевной. Учительница не возражает, объясняет: им так удобнее. Это тоже предметное восприятие человека. Пренебрежение уникальностью человека. Непризнание его национальной принадлежности. Сведение личности к особи без имени.

Сто лет назад Петр Федорович Каптерев, выдающийся русский педагог, говорил о пагубной роли утилитарного восприятия красоты, то есть, предметного восприятия, лишенного скрытой сущности прекрасного. Он называл это "узким утилитаризмом", потому что шоры предметного восприятия только и позволяют человеку увидеть в предмете лишь корыстный интерес. Каптерев писал:

— .Один пятилетний мальчик, приведенный матерью на одну из передвижных выставок в Петрограде, делал такие замечания о картинах: при виде дачного пейзажа, с летней природой, с обществом дачников, со столом, на котором стоял чайный прибор, мальчик заметил, что он хотел бы попить чаю; при виде сцены проводов на вокзале он сказал, что тоже хотел бы ехать по железной дороге и т.п.

.Если при великолепном закате солнца человек только и может думать о том, что предвещает назавтра этот закат - дождь иди вёдро; если при виде прекрасной статуи или картины, изображающей обнаженное человеческое тело, у человека только и в голове, что желания чувственной любви, то для него нет закатывающегося солнца как эстетического предмета, а есть солнце как предмет хозяйственных соображений; нет статуи или картины как произведений искусства, а есть лишь предметы, возбуждающие желание обладания.

Когда педагог владеет ценностным восприятием, поле его профессиональной работы расширяется, он сам видит богатый мир, способен и детям предъявить это богатство. Профессиональная палитра его взаимодействий с детьми нескончаемо разнообразится, он становится интересен для детей и - добавим - незаменим в своем индивидуальном предъявлении детям мира, который он воспринимает. Чтобы понять преимущество ценностного восприятия мира перед предметным восприятием, следует сопоставить их.

Новости образования:

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Формирование эстетической культуры учащихся
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенк ...

Три группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru