Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе

Педагогические практики » Предметное и ценностное восприятие мира » Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе

Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисования — дети весь свет оповещают о своем личностном видении мира, о своих идеях, им предоставлена свобода творчества пространством в площадь, а число зрителей, на общение с которыми выходит ребенок, необозримо. Здесь "Я" школьника выходит на общение с миром. С точки зрения ценностной, такого плана деятельность имеет большой педагогический смысл.

А теперь рассмотрим фото № 2: веселые дети у школы, их много, вместе с ними учителя. Поверхностное (предметное) восприятие благоприятное, потому что всегда радостные лица детей рождают радость любого нормально развитого человека. Что-то однако заставляет насторожиться. Может быть, кулаки, поднятые вверх? Кулак всегда сигнализировал борьбу, протест, угрозу, подавление противника. Каждый ребенок стоит отдельно от всех. Их много, но они не вместе . Картинка теряет свою прелесть, если не ограничиваться предметным восприятием. Ах, если бы ладошки детей были открыты, если бы дети чувствовали свое единство, если бы они выражали своё содружество . Ценностное восприятие иначе видит веселую картинку.

Владея ценностным восприятием, услышишь то, чего не слышат уши, увидишь то, чего не видят глаза. Дети ведут беседу о дружбе. Говорят, что друга приобрести можно, если «булочкой поделиться», если «купить и подарить что-то», если «дать карандаш». Молодой педагог удовлетворен активностью детей, согласно кивает головой, присоединяясь к идее «приобретения» друга, как если он тот был предметом, который покупаешь. Педагог не заметил, как беседа о дружбе переросла в разговор о способах манипулирования человеком, использования другого как средства.

Учительницу по имени Миляуша Гайнановна дети называют Людмилой Григорьевной. Учительница не возражает, объясняет: им так удобнее. Это тоже предметное восприятие человека. Пренебрежение уникальностью человека. Непризнание его национальной принадлежности. Сведение личности к особи без имени.

Сто лет назад Петр Федорович Каптерев, выдающийся русский педагог, говорил о пагубной роли утилитарного восприятия красоты, то есть, предметного восприятия, лишенного скрытой сущности прекрасного. Он называл это "узким утилитаризмом", потому что шоры предметного восприятия только и позволяют человеку увидеть в предмете лишь корыстный интерес. Каптерев писал:

— .Один пятилетний мальчик, приведенный матерью на одну из передвижных выставок в Петрограде, делал такие замечания о картинах: при виде дачного пейзажа, с летней природой, с обществом дачников, со столом, на котором стоял чайный прибор, мальчик заметил, что он хотел бы попить чаю; при виде сцены проводов на вокзале он сказал, что тоже хотел бы ехать по железной дороге и т.п.

.Если при великолепном закате солнца человек только и может думать о том, что предвещает назавтра этот закат - дождь иди вёдро; если при виде прекрасной статуи или картины, изображающей обнаженное человеческое тело, у человека только и в голове, что желания чувственной любви, то для него нет закатывающегося солнца как эстетического предмета, а есть солнце как предмет хозяйственных соображений; нет статуи или картины как произведений искусства, а есть лишь предметы, возбуждающие желание обладания.

Когда педагог владеет ценностным восприятием, поле его профессиональной работы расширяется, он сам видит богатый мир, способен и детям предъявить это богатство. Профессиональная палитра его взаимодействий с детьми нескончаемо разнообразится, он становится интересен для детей и - добавим - незаменим в своем индивидуальном предъявлении детям мира, который он воспринимает. Чтобы понять преимущество ценностного восприятия мира перед предметным восприятием, следует сопоставить их.

Новости образования:

Особенности использования аутентичных материалов лингвострановедческого характера как средства обучения общению
В соответствии с требованиями образовательного стандарта «…образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка (лингвострановедение, страноведение)…, включение школьников в диалог культур…, знакомство с достижениями национал ...

Теория проблемно-деятельностного обучения
Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: Принцип проблемности; Принцип деятельности в обучении. Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенн ...

Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru