Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников

В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь.

Тушь (

нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, интенсивный тон и широкую шкалу градаций при разведении водой.

Возможности работы с тушью очень велики: работа пером, кистью, палочкой, спичкой.

В зависимости от размера пера можно варьировать толщиной линии. Кроме того, также как и в работе, карандашом, тушь позволяет создавать большое разнообразие фактур.

Трудность работы с этим графическим материалом заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. Но этот, казалось бы, недостаток превращается в особый прием. Очень выразительны наброски с натуры, сделанные тушью именно потому, что в отличие от, например, гелиевой ручки, линия, проведенная пером, заправленным тушью, никогда не будет однообразной. Перо дает тонкую линию и позволяет прорисовать детали. Существует множество перьев для работы с ней: разные по размеру перья, разные их виды (гусиное, тростниковое, металлическое). Каждое перо обладает своими особенностями: металлическое, более современное перо дает более ровную и тонкую линию, чем, например, гусиное перо; тростниковое перо дает более энергичную штриховку. Кроме того, одним инструментом можно получить разной толщины линии, поворачивая его на разные стороны.

Тушь можно разводить водой в разных пропорциях как для работы кистью, так и для работы пером, в результате чего линии и пятна будут иметь разный тон.

Работа с кистью может осуществляться двумя способами. Первый способ - рисование кистью, когда для работы берется жидкая тушь и кистью наносится на бумагу. Второй способ, когда в этой графической технике используется сухая кисть. Сухая кисть - техника работы жесткой (щетинной) кистью с небольшим количеством относительно сухой краски. Этот метод позволяет тонко моделировать тональные градации.

Существует еще одна интересная техника работы с тушью, которая называется "граттаж". Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Работа тушью дисциплинирует юного художника. Она с самого начала приучает его внимательно относиться к делу, наносить все линии, обдуманно и с расчетом, так как малейшее отвлечение может привести к искажению формы, кляксам. В учебном пособии Ростовцева Н.Н. "Развитие творческих способностей на занятиях рисунком" отмечено, что перо не дает возможности думать о постороннем, отвлекаться, рука приобретает легкость движений, вырабатывается мастерство и виртуозность.

Новости образования:

Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как м ...

Этиология общего недоразвития речи
К общему недоразвитию речи могут приводить различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. То есть этиология общего недоразвития речи многообразна, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru