Методологическая база педагогов с разными видами восприятия

Педагогические практики » Предметное и ценностное восприятие мира » Методологическая база педагогов с разными видами восприятия

Страница 2

Отношение формируется в процессе его п р о ж и в ан и я. И если не удается организовать педагогу такое проживание отношения, то есть, если не совершился реальный акт деятельности по отношению к объекту, то нет оснований говорить о становлении либо развитии отношения к данному объекту. «Передать» отношение невозможно. «Передаче» подвластно лишь знание. Формирование отношения совершается в момент деятельной связи с объектом. Издревна было замечено, что трудолюбие рождается в труде, любовь к книге - в процессе чтения, почтение к старикам - в повседневном проявлении такового, а человеколюбие - в реальных актах заботы о людях,

Традиционная система воспитания в советский период возводила в качество содержания воспитания деятельность, и надо признать, что подобное решение не было безрезультативным. Однако в тот период мы постоянно встречаемся с поправкой в виде дополнительной категории «воспитывающая деятельность» («воспитывающий урок», «воспитывающий труд» и т.п.) и поисками связующего звена между действиями и отношениями ребенка. Но, разорвав единый воспитательный процесс на «обучение» и «воспитание», педагоги того времени загнали себя в тупик, не находя искомого связующего звена.

Если сузить мотивацию деятельности (ради чего совершаются активные усилия?) до предметного её результата, то деятельность не перестает оставаться отношением, но это отношение жестко ограничено рамками предмета, который подвергается действию (вытер, протянул, сел, убрал, открыл .), а значит, деятельность являет себя как предметное отношение (к доске, стулу, приказу, двери .), лишается социального значения, духовного содержания.

Духовность - это способность личности обнаруживать за предметом его социальное значение,его влияние на жизнь человека, его «вочеловеченное» значение и видеть в предмете личностный смысл, то есть значимость предмета для жизни этой личности, её состояния, самочувствия, хода личностных событий, содержания личностной жизни, а в итоге, обнаруживать ценность, скрытую в обыденном предметном мире.

Предметное восприятие цветка, книги, автомобиля, старика полностью обусловливает действия в их адрес: как только эти предметы исчерпают любопытство, корысть, полезность, они отодвигаются из поля внимания и даже подвергаются разрушительному воздействию: их разрывают, выбрасывают, отталкивают, убивают. Жестокость, столь характерная для кризисного периода, не объяснимая, как кажется, ничем, на самом деле, объясняется, первую очередь, предметным отношением к человеку, утилитарным подходом к нему.

Предметное отношение очень быстро исчерпывает себя, в то время, как духовное восприятие тех же объектов - восприятие ценностное - неисчерпаемо, потому что многогранно влияние на жизнь любого отдельного объекта, и эти разные грани держат внимание человека на ценности объекта, поражая его всё более своей неисчерпаемостью (не могу наглядеться на цветы, не раз прочитывал книгу, всегда проживаю восторг при виде технического совершенства автомобиля, в каждом старике вижу разность жизненных историй и судеб .).

Предметный результат достигается хорошим обучением действиям, но предметный результат приносит человеку счастье лишь при проживании отношения к тому явлению, что скрывается за полученным предметным результатом. Педагогически организованная деятельность всегда предполагает возвышение над предметным результатом, выявление в предмете человеческой сущности, «распредмечивания» предмета (К.Маркс), соотнесения его с общим ходом жизни, включения его в общий контекст жизни.

Ничто не изменяет этой картины жизни, когда сменяется вид деятельности детей, будь это познавательная, трудовая либо художественная деятельность. Воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение.

И поэтому воспитание - это всегда формирование духовности подрастающего молодого поколения'.

Отказавшись от воспитания, мы низвели весь мир ребенка к совокупности предметов и тем самым поместили и человека в качестве предмета в данную совокупность, поэтому неслучайно предметное отношение к человеку фиксируется как отличительная черта современного молодого человека, читай: бесчеловечное.

Понятие «духовность» не имеет для нас средневекового религиозного наполнения.

Одно из чудовищных лицемерий сегодняшнего периода общественной и педагогической сферы - провозглашение человека наивысшей ценностью и, одновременно, аннулирование воспитательного процесса, который только и мог бы раскрыть ребенку сущность человека как наивысшей ценности.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...

Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен
Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механ ...

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru