Методологическая база педагогов с разными видами восприятия

Педагогические практики » Предметное и ценностное восприятие мира » Методологическая база педагогов с разными видами восприятия

Страница 1

Воспитательные методики педагогов предметного и ценностного восприятия мира тоже разительно отличаются:

- первый «показывает» мир, второй «предъявляет» мир детям;

- первый призывает детей к «запоминанию», второй - к «осмыслению»;

- первый научает детей через инструкцию и контроль, второй - инициирует их активность и самоконтроль;

- первый оценивает, второй выражает свое «Я», откликаясь на действия ребенка;

- первый требует, чтобы дети были похожи на него, второй - предоставляет свободу проявления индивидуальности.

Проверить данные альтернативные характеристики легко, достаточно взять в руки какой-либо предмет и принести его детям. Например, яблоко. При предметном восприятии дети недолго станут рассматривать его, им захочется попробовать яблоко, они станут даже спорить, кому дать этот плод, кто-то вспомнит, что на рынке полно бананов, винограда, киви и других экзотических фруктов, интерес к яблоку увянет . Ценностное предъявление яблока ^красота, жизнь, дар природы, привет солнца, совершенство формы!) надолго удержит внимание детей, их лица осветятся добрыми чувствами, на предложение съесть яблоко они закричат: «Нет-нет! Пусть пока живет!» .

Неуловимость педагогического мастерства кроется, прежде всего, в ценностном восприятии мира и, следовательно, в ценностном предъявлении мира детям. Поэтому все, что делает такой педагог, принципиально отлично от того, что делает другой педагог предметного восприятия мира и предметного сосуществования в мире.

Иметь ценностное восприятие - значит при восприятии какого-то объекта вскрывать его внутреннюю сущность, вмонтированность объекта в человеческую жизнь, видеть глубоко от поверхностного образа объекта, понимать предназначенность объекта для современной жизни. Такой характер восприятия проявляется всегда, даже в коротких эпизодах жизненных событий.

Педагог говорит:

- Какая разница, на каком стуле сидеть?! Ведь стул - всего лишь средство для отдыха и удобства работы, не более того .

Педагог утверждает:

- Речь - платье нашего достоинства, дурные слова -грязная форма, в которую облачает себя человек . Педагог бросает реплику:

- Как жалко бабочку - одна жизнь погибла А дети слышат и видят мимику педагога, приобщаются к умению философски обобщать отдельные предметы, извлекая из их единичности общее явление. Но зачем надо совершать такое восхождение с детьми на уровень ценностного восприятия жизни? Мы не можем научить ребенка, как нужно жить, ему постоянно придется делать собственный выбор, ежедневный и ежечасный. Бесчисленное множество объектов и беспредельность ситуаций либо заставят его поступать как все, либо каждый раз заново решать проблему с новым объектом и в новой ситуации. Ценность есть некоторое обобщение объектов мира. Если к ценности выработано отношение, то не надо каждый раз заново производить непосильную работу - пытаться определить значимость отдельного предмета. Выбор общего плана сделан, поэтому в уникальной ситуации человек легко справляется с проблемой. Конформисты и импульсивные дети -продукт «предметного» воспитания детей. И тот, и другой вариант - тревожное и грустное явление: педагогических сил затрачено много, а результативность ничтожна, потому что дети обречены либо на подражание окружающим, либо на полную зависимость отданного самочувствия и состояния, диктующих реакцию.

Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть, на уровне философического восприятия предметной многообразной беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились.

Облегчается процесс воспитания для ребенка, но облегчается и профессиональная работа педагога по воспитанию ребенка. Педагогу не надо беспокоиться о дисциплине, если он формирует у детей общее отношение к человеку как ценности, ему нет необходимости излагать правила поведения и следить за их исполнением, если он ориентирует внимание детей на проявляемые отношения к обществу, людям, самому себе. Педагог может забыть о запретах и наказаниях, если он допускает свободу поведения в пределах уважения наивысших ценностей жизни.

Короче: педагог освобождается от надзирательской функции, если он помогает ребенку выстраивать свою жизнь на основе ценностей достойной жизни. И, конечно же, он вынужден надзирать за детьми, если не ориентирует детей на отношения, держит их в рамках правил поведения. Девочка подымается на сцену, споткнулась, упала. Дети ахнули, но сидят неподвижно, будто прикованные к креслам актового зала. Ни один не бросился на помощь Неужели так холодны и жестоки эти дети? Их приучили сидеть послушно, ими не распорядились, им не приказали помочь. Они привычно исполняют требуемое. Инициатива убита была ещё тогда, когда им рассказывали, как надо вести себя хорошему человек у, но забыли рассказать, как надо быть хорошим человеком. Их не учили отношению, их учили исполнению.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы
В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это время расцвета ...

Типы организационных моделей внеурочной деятельности
Советова Е.В. выделяет модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения ...

Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к русскому языку у младших школьников
Исследование проводилось в 3 классе «а» школы № 55 г.Новокузнецка. Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития внимания и интереса к русскому языку. Для выявления уровня развития внимания нами использовались следующие методики: Методика № 1 «Корректурная проба» Метод ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru