Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по-своему решая их. Среди вопросов, волновавших педагога, были антропологические, онтологические, гносеологические, аксиологические.
Философские взгляды В.А. Сухомлинского охватывают наиболее существенные, универсальные понятия философии: отношение к природе человека, категории добра и зла, этику и общечеловеческие нормы морали, смысл жизни, понятия счастья и свободы, проблемы жизни и смерти, категории трагического и прекрасного. В.А. Сухомлинский стремился найти решения многих философских проблем, среди которых осознание человеком своей природы, объяснение окружающей действительности, структуры человеческих ценностей, обоснование нравственности, осмысление человеческой деятельности и др. Десятилетия ушли у В.А. Сухомлинского, чтобы теоретически и философски обобщить свою педагогическую практику. Это не случайно, так как человеку требуются многие годы, чтобы сформировались твердые философско-мировоззренческие установки, сложились теоретические позиции и зрелые убеждения. Они являются своеобразным итогом научной деятельности, результатом жизненного опыта, следствием профессиональной деятельности. В.А. Сухомлинский был не только выдающимся педагогом, но и человеком глубокой философской культуры. Его взгляды, жизненная позиция, нравственные установки были основаны на прочных философских знаниях. Философская культура и, в рамках её, гуманизм как мировоззренческий принцип являлись одним из факторов, определивших феномен В.А. Сухомлинского. Внутренняя логика философско-педагогических взглядов В.А. Сухомлинского имела свою эволюцию. Его философские взгляды формировались под влиянием работ многих философов. Ссылки на соответствующие источники можно найти практически во всех крупных работах педагога. Внимательно следя за развитием философской науки и ее влиянием на общественное сознание, В.А. Сухомлинский рассматривал все это духовное и идейное богатство не как механическую сумму знаний, а как один из источников обогащения педагогики.
Новости образования:
Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная
задача валеологизации
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалис ...
Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения
В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-пси ...
Геометрия Римана
В своей лекции «О гипотезах, лежащих в основании геометрии», прочитанной в 1854 году, немецкий математик Риман замечает, что в основе всех предшествовавших исследований лежит допущение того, что прямые имеют бесконечную длину, которое является, конечно, крайне естественным. Но что получится, если о ...