Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей

Страница 4

Игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

Музыкальная самостоятельная деятельность так же очень важна для логопедической ритмики, так как способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность.

Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы.

Помимо музыкальной самостоятельной деятельности в логоритмике используются упражнения для развития творческой инициативы. К таким упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

Так как игра - ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

И в заключение проводятся упражнения, цель которых, успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая нагрузка должны быть доведены до минимума. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П.Чайковского или «Маленький вальс» А.Лядова; или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила. То есть следует давать такую музыку, которая понятна ребенку и без песенного текста и без названия рождает в его сознании определенные образы и представления.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у ребенка чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции -кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно еще и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т.д.

Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Новости образования:

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 города г. Пенза в период с сентября по март 2013 года, целью которого являлось выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, его оценивают одноклассники и сравнение этих двух оценок, а также выявление уровня сформированнос ...

Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии
Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, ...

Технология модульного обучения
Данная технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят: Общая постановка цели обучения; Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации; Предварительна (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся; Совокупность учебных процедур (на эт ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru