Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей

Страница 4

Игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

Музыкальная самостоятельная деятельность так же очень важна для логопедической ритмики, так как способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность.

Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы.

Помимо музыкальной самостоятельной деятельности в логоритмике используются упражнения для развития творческой инициативы. К таким упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

Так как игра - ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

И в заключение проводятся упражнения, цель которых, успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая нагрузка должны быть доведены до минимума. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П.Чайковского или «Маленький вальс» А.Лядова; или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила. То есть следует давать такую музыку, которая понятна ребенку и без песенного текста и без названия рождает в его сознании определенные образы и представления.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у ребенка чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции -кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно еще и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т.д.

Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Новости образования:

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий
В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса лог ...

Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...

Детское творчество
Творчество является могучим стимулом духовной жизни человека. Творческое вдохновение - человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь шко ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru