Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире.
В одних источниках информации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование». Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях.
Рассмотрим несколько понятий обучения:
Обучение есть «основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс владения знаниями умения ми и навыками под руководством педагогов, мастеров и т.д.»;
В книге «Этюды дидактики высшей школы» трактуется, как совместная деятельность учителя и учащегося имеющая цель развития последнего, формулируя у него ЗУН, элементы мировоззрения и учебной деятельности [36].
Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;
Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности;
Васильев В.К. в теме «Предмет и основные этапы развития педагогики» дает следующую формулировку обучения: «целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. То есть обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве»
В учебном пособии для ВУЗов Обучением называется специфический процесс познания управляемый педагогом [19].
Белухин Д.А. утверждает: «Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование».
В своей работе Ишемгулова И.Г. пишет: «ДО – это новое понятие в дидактике, стремительно проявившее себя в педагогической практике и выросшее до новой дидактической категории. ДО – это форма учебного процесса, в которой отсутствующие явно личные контакты преподавателя и обучаемого реализуются средствами информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий. Эта формулировка подвергает сомнению утверждение, что ДО – это частный вид заочного обучения с той лишь разницей, что преподаватель и обучаемый получает возможность обмениваться большим объемом информацией и с большей скоростью. И хотя у заочной и дистанционной форм есть общий признак – участники учебного процесса находятся на расстоянии, ДО действительно представляет собой новую форму учебного процесса».
Анализ приведенных выше определений обучения показывает, что в них можно выделить три ключевых понятия: процесс, взаимодействия, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО приведем известные нам трактовки этого понятия:
Профессор А.А. Андреев предлагает следующие варианты понятия дистанционного обучения: «Новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».
Другое - «совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения».
Новости образования:
Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных
способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...
Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...
Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения. В сфере основного образования применяются как традиционные методы – рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные – исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. ...