Особенности подросткового возраста

Страница 1

Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта.

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.

И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап – переход от подростничества к юности – характеризуется особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности.

В свое время, обобщая работы по педологии подростка, Л.С. Выготский охарактеризовал этот этап как «расширение социальной среды». Подросток выстраивает новые отношения с окружающей средой, точнее, по-новому переживает свои отношения с окружающей социальной действительностью. Существенной особенностью в изменении этих социальных отношений и является трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам.

Анализируя своеобразие этого возрастного этапа, Э. Эриксон обозначил его как «кризис идентичности». (35, с. 5-6). Проблемы, связанные с формированием идентичности, являются важными для подросткового возраста. Этническая интолерантность – значимая форма проявления трансформации этнической идентичности. Можно заметить, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, негативные стереотипы и предубеждения. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими».

С другой стороны, формирование этнической идентичности подростка может пойти по типу гипоидентичности, в первую очередь этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддержать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. (33, с. 22-23).

Поэтому, одной из главных педагогических задач должно быть создание благоприятных условий для протекания кризиса идентичности.

Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которых находится ученик, задачами, которые он решает, а также отношениями, в которые он включается в образовательном сообществе.

В подростковом возрасте учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. У ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Ведущей для подростка является деятельность проб. Содержанием пробы может стать любое культурное содержание. Образовательное пространство подросткового возраста адекватно возрастным образовательным задачам, если оно предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве (в виде мастерской, лаборатории, учебного исследования).

Испытывая любое культурное содержание, подросток тем самым испытывает себя: может ли он сам нести испытываемую форму действия.

Переход из подросткового возраста в старший школьный возраст связан с появлением у школьника образа себя как результата множества пробных действий. На следующем шаге появляется необходимость самоопределения, т. е. определения себя в отношении к многообразию форм взрослой жизни. Оно опирается на формирующееся мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...

Причины детских капризов
Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 – 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли ведут себя родители в этот период? И как можно выйти из него ...

Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
В поурочной учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по баскетболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных баскетболистов. Далее будет рассматриваться распределение учебных часов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по плану пред ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru