Проблемы дидактизма в работах Роберта Оуэна

Педагогические практики » Педагогические идеи Роберта Оуэна » Проблемы дидактизма в работах Роберта Оуэна

Страница 1

Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению) — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Эту науку определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Основные дидактические вопросы и задачи:

1) Для чего учить? – разрабатываются цели образования и обучения;

2) Чему учить? – разрабатывается содержание образования;

3) Как учить? – разрабатываются методы обучения;

4) Как организовать обучение? – разрабатываются формы организации обучения;

5) С помощью чего осуществляется обучение? – разрабатываются средства обучения;

6) Как оценить и проконтролировать результаты обучения? – разрабатываются методы контроля и оценки;

7) Что достигается в результате обучения? – разрабатываются критерии и показатели результатов;

8) Какие стратегии обучения и подходы наиболее эффективны? – разрабатываются принципы обучения и их системы.

Само понятие «дидактика» впервые ввёл немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) (нем. Wolfgang Ratke) в 1957г. Оно утвердилось в трудах чешского педагога-гуманиста, писателя, общественного деятеля, епископа Чешскобратской церкви, основоположника научной педагогики, изобретателя классно-урочной системы Яна Амоса Коменского (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius). Именно Коменский разработал важнейшие вопросы дидактики: содержание образования, дидактические принципы и правила наглядности, последовательности, природосообразности. Он совершил переворот в сложившейся веками практике обучения, противопоставив средневековой зубрёжке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическими особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов XVIII и XIX веков. Среди них: Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi), Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg) и, конечно же, Роберт Оуэн, строившие свою теорию обучения на основе принципа природосообразности, учёта психологического развития учащихся. Большое значение они придавали выработке понятий у детей, развитию их активности и самодеятельности, широкому применению наглядности при обучении. В середине XIX века выделение дидактики, как теории обучения в особую часть педагогики стало общепринятым (кроме Великобритании и США, где термин "дидактика" не применяется, а теория обучения разрабатывается и излагается главным образом в трудах по педагогической психологии).

Во 2-й половине XIX века в России цельную дидактическую систему создал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Опираясь в большой мере на материалистические философские идеи, психологию и физиологию, он сделал значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками в научном обосновании процесса обучения. Ушинский показал вред односторонности формального (направленного лишь на развитие способностей, мышления, воображения, памяти учащихся) и материального (преследовавшего только цель сообщения учащимся максимума нужных для жизни знаний) образования, раскрыл сходство и различие научного познания и учения, детально разработал вопросы восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения. Последователи Ушинского Н. А. Корф, В. П. Вахтеров и др. внесли значительный вклад в разработку системы первоначального обучения, основанной на глубоком научном знании и учёте возрастных и психологических особенностей учащихся, на уважении личности ребёнка. Выдающуюся роль в повороте русской педагогики от идеализма к материализму сыграли русские революционные демократы. Среди них: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен (который лично встречался с Робертом Оуэном и даже описал эту встречу в своём произведении «Былое и думы»). Они боролись за подлинную научность образования, против вульгаризации и упрощенчества знаний, видели в науке средство освобождения человека от власти природы и орудие борьбы за его счастье. Исключительно большое значение эти социальные деятели придавали развитию у учащихся интереса к научным занятиям и самостоятельности мысли [11, с. 262-271].

Советская дидактика сохранила и обогатила классическое наследие прошлого. Общей методологической основой дидактики является марксистско-ленинское мировоззрение, диалектический материализм. К. Маркс (высоко оценивший опыт Роберта Оуэна в Нью-Ланарке), Ф. Энгельс (работа «Положение рабочего класса в Англии») и В. И. Ленин системой своих идей создали теоретическую основу для подлинно научной педагогики и социалистической системы образования [16, с. 102-109]. В основе этой системы лежат принципы всеобщего образования, трудового и политехнического обучения, связи школы с политикой и обучения с жизнью, сознательности усвоения учащимися основ наук, формирования у них в процессе обучения и воспитания коммунистической идейности и убеждённости, материалистического мировоззрения, нравственных качеств человека социалистического общества. Особое значение для дидактики имеет марксистско-ленинская теория познания, позволяющая определить основные пути познавательной деятельности учащихся и способы руководства ею.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Парадоксальная гимнастика
Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соо ...

Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творчес­кая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индиви­дуальность — результат доста­точно длительного процесса культуры педагогической деятельности , в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что чело­век оказывается в полож ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru