Знакомство с текстом

Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их - значит сделать первый шаг к пониманию материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ему знания, выстраивает предположения о круге поднимаемых в тесте вопросов.

Анализ заголовка статьи, названия книги может представлять собой мысленный ответ на вопросы:

· Что мне уже известно об этом?

· Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний?

· Что может быть нового, неизвестного в этой статье, книге?

· О чем можно судить по характеру заголовка?

Работа с заголовком может проводиться не только до, но и после прочтения текста. Один из наиболее распространенных приемов такой работы - объяснение смысла названия статьи, книги, попытка дать собственный заголовок прочитанному. Такая мыслительная работа позволяет выстроить логическую цепочку собственных рассуждений, обоснованных по изучаемой проблеме, пройти тот же путь интеллектуальных размышлений, что и автор.

Заголовки, в зависимости от их функции, замысла автора бывают различными. Ученые выделяют 12 видов заголовков: от иносказательного до заголовка-вопроса. Распознать содержание книги, статьи по одному названию достаточно сложная задача. Этому будет способствовать обращение к оглавлению, аннотации, которые располагаются, как правило, на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Анализ оглавления, аннотации также предполагает мысленное прогнозирование ответов на вопросы типа:

· Что нового можно узнать, прочитав эту книгу или статью?

· Какие актуальные, важные проблемы в ней излагаются?

· Какую цель ставит перед собой автор?

Обдумывание названия, оглавления, аннотации формирует познавательный интерес, обостряет восприятие текста, настраивает на определенный уровень интеллектуальных трудностей, связанных с познанием нового.

Если текст имеет эпиграф, то это - еще один ключ к пониманию. Его тоже надо использовать. Короткие, в 1-2 предложения, эпиграфы выражают не только содержание, но и эмоциональную окраску текста. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии, образные ассоциации, они приближают читателя к замыслу автора. Анализ эпиграфа - достаточно сложная интеллектуальная работа, поскольку он выражает мысль обобщенно. Понимание этой связи, ее словесная формулировка дают возможность более глубоко осмыслить прочитанное, сформировать мыслительный навык логического обоснования той или иной проблемы.

В целом можно отметить, что анализ заголовка, оглавления, эпиграфа формирует у читающего ожидание знакомства с текстом. Психологи называют такое состояние установкой. Благодаря установке у обучаемых возникает определенный эмоциональный, смысловой настрой, который позволяет увидеть и понять все содержание, различить контекст, создать мысленный образ прочитанного. Эмоциональный настрой активизирует вдохновение, способствует формированию стремления как можно глубже разобраться в учебном материале, построить собственную версию, гипотезу разрешения профессиональной проблемы.

Новости образования:

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия: 1 направление. Обогащение словаря синонимов. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. 3 направление. Развитие номинативного словаря. 4 направление. Обогащение словаря антонимов. 5 ...

Основные принципы обучения математике
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило деятельности, поведения в определенной ситуации. Принципы обучения являются центральным понятием, основанием системы обучения. Они представляют из себя систему основных дидактических требований, выполнение ...

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий
В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса лог ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru