Результаты использования развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Результаты использования развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Страница 4

Таким образом, проведенная нами работа подтверждает нашу гипотезу о том, что экологическое образование детей среднего возраста повышается при целенаправленном и систематизированном создании предметно-развивающей среды.

В ходе работы мы произвели анализ педагогической практики, основанной на изучении подборки журналов «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. На основании этого анализа мы выделили следующие элементы: экологический проект «Здравствуй, дерево» Н. Рыжовой; создание Лаборатории природы в статье Н. Никоновой; в статье С. Вдовиченко, Т. Воробьева необычные дидактические пособия «Цветик-семицветик» и «Календарь природы»; диагностику экологических знаний дошкольников Соломенниковой О.; систему наблюдений за растениями, которые окружают детей Л. Мининой и Г. Фильциной; методику экологического воспитанию средствами фольклора В. Курашовой. Некоторые их мы использовали в своей педагогической практике.

В ходе работы мы внесли в предметно-развивающую среду ДОУ № 63 новые элементы. Это – мини-музей и Лаборатория природы. Нами проводились занятия с группой в этих экологических пространствах. Эти элементы поддерживают в детях самостоятельность мышления и расширяют зону ближайшего развития дошкольников средней группы. Данный тезис мы подтвердили с помощью диагностики дошкольников.

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности дошкольников среднего возраста в завершении нашей работы показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился. Это подтверждает гипотезу исследования о том, чтоесли целенаправленно организовать, систематизировать и использовать в педагогическом процессе предметно-развивающую среду, то уровень экологической образованности детей среднего дошкольного возраста будет выше.

Заключая наше исследование, мы можем сказать, что поставленные задачи были решены. Изучив педагогическую и методическую литературу по проблеме предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста и проведя экспериментальную работу на базе ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края мы пришли к следующим выводам:

1. В среднем дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Высокая эмоциональная отзывчивость, восприимчивость детей среднего дошкольного возраста позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с природой, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

2. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда в экологическом образовании дошкольников среднего возраста – это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей среднего дошкольного возраста навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников.

3. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

4. Проанализировав педагогический опыт работы, по организации предметно-развивающей среды в процессе экологического образования и проведя диагностику детей средней группы № 63 пгт. Чернышевск в процессе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что создание продуманной и системной предметно-развивающей среды имеет огромное значение в формировании экологической культуры дошкольников среднего возраста.

5. На основании полученных в ходе диагностики результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была обновлена предметно-развивающая среда по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы. Мы внесли в предметно-развивающую среду новые элементы – мини-музей и Лабораторию природы, так как считаем, что данные экологические объекты формируют у детей экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Определение общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной[25] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать таку ...

Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг
Важным результатом деятельности кафедр физики и математики при Ставропольском государственном педагогическом институте стало создание и развитие нового научного направления «Физика оптических явлений». Оно возникло как дочерняя школа и развивалось в тесном взаимодействии со школой профессора Э.В. Ш ...

Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деят ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru