Таким образом, проведенная нами работа подтверждает нашу гипотезу о том, что экологическое образование детей среднего возраста повышается при целенаправленном и систематизированном создании предметно-развивающей среды.
В ходе работы мы произвели анализ педагогической практики, основанной на изучении подборки журналов «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. На основании этого анализа мы выделили следующие элементы: экологический проект «Здравствуй, дерево» Н. Рыжовой; создание Лаборатории природы в статье Н. Никоновой; в статье С. Вдовиченко, Т. Воробьева необычные дидактические пособия «Цветик-семицветик» и «Календарь природы»; диагностику экологических знаний дошкольников Соломенниковой О.; систему наблюдений за растениями, которые окружают детей Л. Мининой и Г. Фильциной; методику экологического воспитанию средствами фольклора В. Курашовой. Некоторые их мы использовали в своей педагогической практике.
В ходе работы мы внесли в предметно-развивающую среду ДОУ № 63 новые элементы. Это – мини-музей и Лаборатория природы. Нами проводились занятия с группой в этих экологических пространствах. Эти элементы поддерживают в детях самостоятельность мышления и расширяют зону ближайшего развития дошкольников средней группы. Данный тезис мы подтвердили с помощью диагностики дошкольников.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности дошкольников среднего возраста в завершении нашей работы показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился. Это подтверждает гипотезу исследования о том, чтоесли целенаправленно организовать, систематизировать и использовать в педагогическом процессе предметно-развивающую среду, то уровень экологической образованности детей среднего дошкольного возраста будет выше.
Заключая наше исследование, мы можем сказать, что поставленные задачи были решены. Изучив педагогическую и методическую литературу по проблеме предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста и проведя экспериментальную работу на базе ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края мы пришли к следующим выводам:
1. В среднем дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Высокая эмоциональная отзывчивость, восприимчивость детей среднего дошкольного возраста позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с природой, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.
2. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда в экологическом образовании дошкольников среднего возраста – это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей среднего дошкольного возраста навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников.
3. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
4. Проанализировав педагогический опыт работы, по организации предметно-развивающей среды в процессе экологического образования и проведя диагностику детей средней группы № 63 пгт. Чернышевск в процессе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что создание продуманной и системной предметно-развивающей среды имеет огромное значение в формировании экологической культуры дошкольников среднего возраста.
5. На основании полученных в ходе диагностики результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была обновлена предметно-развивающая среда по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы. Мы внесли в предметно-развивающую среду новые элементы – мини-музей и Лабораторию природы, так как считаем, что данные экологические объекты формируют у детей экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Новости образования:
Результаты использования развивающей среды как средства
экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В данном параграфе мы представим результаты создания предметно-развивающей среды и экологического образования детей с помощью этой среды. Проводя с детьми экологические занятий и создавая вокруг них соответствующую экологическую среду, мы делали постоянные наблюдения, и в конце 2011 года провели та ...
Особенности организации самостоятельных и домашних
занятий
Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий. Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, ...
Роль спортивного скалолазания в формировании ЗОЖ и укреплении
здоровья школьников
Приобщение к занятиям спортивного скалолазания начинается в основном с общеобразовательной школы. Для повышения эффективности ориентации и отбора детей и подростков в данный вид спорта существует широкая программа спортивно-массовых внутри школьных мероприятий, организуемых преподавателями физкульт ...