Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки.
Демонстрационным называют эксперимент, который проводиться в классе учителем, лаборантом, либо одним из учеников. Демонстрационные опыты по химии указаны в учебной программе. При этом учитель может заменить их другими, эквивалентными в методическом отношении, если у него отсутствуют требуемые реактивы, либо продемонстрировать видеоопыты, если опыт опасен для его проведения в классе.
Демонстрационный эксперимент учитель использует в начале курса химии, когда обучающиеся ещё не имеют навыков работы по химии, с целью, научить их наблюдать процессы, приёмы работы, манипуляции. Это делается, чтобы пробудить интерес к предмету, начать формирование практических умений, ознакомить их с химической посудой, приборами, веществами. Демонстрационный эксперимент применяется тогда, когда он слишком сложен для самостоятельного выполнения обучающимися (синтез оксида серы (VI) из оксида серы (IV) и кислорода), если он опасен при выполнения его обучающимися (взрыв гремучего газа). Демонстрационный эксперимент необходим, если он имеет методическую ценность при работе с большим количеством веществ, так как при малых количествах он недостаточно убедителен (тушение углекислым газом горящего бензина или спирта).
Проблема использования школьного химического эксперимента – одна из наиболее разработанных в методике, так как именно она более других отражает специфику учебного предмета. Материалы о химическом эксперименте регулярно публикуются на страницах журнала «Химия в школе». Общеизвестны требования к демонстрационному эксперименту:
Ø наглядность;
Ø простота;
Ø безопасность эксперимента;
Ø надёжность;
Ø необходимость объяснения эксперимента;
Ø техника выполнения эксперимента.
Демонстрационный эксперимент и натуральные объекты помогают изучать свойства веществ, внешнее проявление химической реакции. Демонстрация химических опытов на лекциях дает эмоциональную разгрузку, поднимает интерес к изложению учебного материала, позволяет сделать смысловую паузу и тем самым способствует лучшему усвоению курса химии. Помимо демонстрационного эксперимента, в арсенале современного учителя химии имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (интерактивные средства обучения, таблицы, модели, макеты, internet-ресурсы). Их применяют как в сочетании с химическим экспериментом, так и раздельно, но обязательно в сопровождении слова учителя.
В последние годы активно используются интерактивные средства обучения, которые являются важными средствами наглядности – интерактивная доска, компьютер, проектор, различные диски с учебно-развивающими программами (виртуальная лаборатория). При работе с ними учащиеся получают много образных представлений [5].
Новости образования:
Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, способности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...
Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными
подростками Дома культуры
В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства прив ...
Причины детских капризов
Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 – 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли ведут себя родители в этот период? И как можно выйти из него ...