Теория проблемно-деятельностного обучения

Педагогические практики » Инновационные технологии в обучении » Теория проблемно-деятельностного обучения

Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения:

Принцип проблемности;

Принцип деятельности в обучении.

Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решений. В процессе учебных занятий значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения задач.

Выделяется несколько этапов познавательной деятельности учащихся. Однако такое выделение носит условный характер, так как мыслительная и практическая деятельности тесно взаимосвязаны и осуществляются одновременно:

Восприятие и осмысление обучаемыми проблемной ситуации, выделение противоречий.

Учащиеся создают и обосновывают модель по разрешению проблемной ситуации. Учащиеся пробуют разрешить проблемную ситуацию на основе имеющихся знаний или путем догадки, логических рассуждений. В ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках выстраивают мысленную модель своих действий по ее разрешению.

Индивидуальные действия в соответствие с созданной моделью, уточнение и коррекция решения.

Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.

Анализ мышления в ходе проведенного действия.

Анализ мыслительного действия способствует развитию интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от стереотипов и шаблонов мыслительной деятельности.

Проблемно - деятельностное обучение позволяет приобрести не только новые знания, но и развивает интеллектуальные способности, накапливает опыт творческого мышления и решения разнообразных задач.

Новости образования:

Преобразования задачи на уроках математики в начальной школе
Так как специализированной литературы, касающейся преобразования задач очень мало, то мы решили провести анкетирование среди учителей начальной школы с целью проверки их просвещенности по данному вопросу и выяснения места данной работы на уроках математики в начальной школе. В анкетировании участво ...

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствуе ...

Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников
Цель: - проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста; - выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольни ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru