Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения:
Принцип проблемности;
Принцип деятельности в обучении.
Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решений. В процессе учебных занятий значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения задач.
Выделяется несколько этапов познавательной деятельности учащихся. Однако такое выделение носит условный характер, так как мыслительная и практическая деятельности тесно взаимосвязаны и осуществляются одновременно:
Восприятие и осмысление обучаемыми проблемной ситуации, выделение противоречий.
Учащиеся создают и обосновывают модель по разрешению проблемной ситуации. Учащиеся пробуют разрешить проблемную ситуацию на основе имеющихся знаний или путем догадки, логических рассуждений. В ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках выстраивают мысленную модель своих действий по ее разрешению.
Индивидуальные действия в соответствие с созданной моделью, уточнение и коррекция решения.
Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.
Анализ мышления в ходе проведенного действия.
Анализ мыслительного действия способствует развитию интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от стереотипов и шаблонов мыслительной деятельности.
Проблемно - деятельностное обучение позволяет приобрести не только новые знания, но и развивает интеллектуальные способности, накапливает опыт творческого мышления и решения разнообразных задач.
Новости образования: