Теория проблемно-деятельностного обучения

Педагогические практики » Инновационные технологии в обучении » Теория проблемно-деятельностного обучения

Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения:

Принцип проблемности;

Принцип деятельности в обучении.

Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решений. В процессе учебных занятий значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения задач.

Выделяется несколько этапов познавательной деятельности учащихся. Однако такое выделение носит условный характер, так как мыслительная и практическая деятельности тесно взаимосвязаны и осуществляются одновременно:

Восприятие и осмысление обучаемыми проблемной ситуации, выделение противоречий.

Учащиеся создают и обосновывают модель по разрешению проблемной ситуации. Учащиеся пробуют разрешить проблемную ситуацию на основе имеющихся знаний или путем догадки, логических рассуждений. В ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках выстраивают мысленную модель своих действий по ее разрешению.

Индивидуальные действия в соответствие с созданной моделью, уточнение и коррекция решения.

Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.

Анализ мышления в ходе проведенного действия.

Анализ мыслительного действия способствует развитию интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от стереотипов и шаблонов мыслительной деятельности.

Проблемно - деятельностное обучение позволяет приобрести не только новые знания, но и развивает интеллектуальные способности, накапливает опыт творческого мышления и решения разнообразных задач.

Новости образования:

Проявление творческих умений учителя в играх
Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличн ...

Проблемы в сфере образования
Я выделила следующие наиболее важные проблемы, существующие в системе образования г.Н.Новгорода: 1.Высокая стоимость образовательных услуг. Услуги образования в Н.Новгороде (в 2010 году по сравнению с 2009) возросли на 7,6 проц., в том числе: дошкольного воспитания — на 25,8 %, среднего образования ...

Проблемная ситуация и задача
Любая учебная проблема возникает из проблемной ситуации, «как ясно или неясно осознанное субъектом затруднение» Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. А ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru