Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Педагогические практики » Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах » Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Страница 1

Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные является метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли [13,с.317].

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи, основавшего в 1894 году Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Затем чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. В целях обучения Джон Дьюи выделял 4 важнейшие потребности- инстинкта: социальную, конструирования, художественного выражения, исследовательскую.

Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку дошкольного возрасте в качестве источников познания предоставлялись: слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки). В более старшем возрасте малышу предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность- труд.

Концептуальными положениями его учения были:

а) ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

б) усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

в) ребёнок усваивает материал, не просто слушая или

воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения

возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным

субъектом своего обучения[34,с.61].

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах ХХ века. Идея и принципы в этой области в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Именно от того, насколько высоко развито мышление ученика, зависит уровень его, в первую очередь, самостоятельной работы.

Наряду с педагогической наукой вопросами проблемного обучения также занимается психология, которая считает, что важнейшим фактором при проблемном обучении является процесс мышления. А что же есть мышление и как оно влияет на проблемное обучение?

Мышление - 1)одно из высших психических проявлений; 2) процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности [15,с. 180].

Мышление как психический процесс выступает особенно отчетливо прежде всего в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу, или проблему. В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его. Таков продукт или результат, всего предшествующего психического, мыслительного процесса.

Мышление - это всегда искание и открытие существенно нового. Уже маленький ребенок, по мере формирования у него элементарных видов мыслительной деятельности, начинает открывать новое в окружающей действительности. Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями. В результате наш маленький мыслитель делает небольшие открытия, начинает понимать то, чего он раньше ещё не понимал.

Открываемое в процессе мышления нового является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида [7, с. 14].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Эстетическое воспитание личности в современных условиях
В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое вос ...

Практическая разработка листов рабочей тетради
Вид урока: урок формирования новых знаний Цель: · обучающая (формирование новых понятий и процессов) · воспитательная (воспитание управленческих качеств у обучаемых) · развивающая (развитие навыков управления и контроля) Задачи: сформировать ясное понятие организационного проектирования, реструктур ...

Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика
Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развива ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru