Организация практической деятельности младших школьников при изучении темы "Моделирование и формализация"»

Педагогические практики » Организация практической деятельности младших школьников при изучении темы "Моделирование и формализация"»

На протяжении последних лет в педагогической литературе постоянно подчеркивается, что современные школьники слабо ориентируются в различных знаковых системах, не умеют «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, не способны самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую, испытывают затруднения при выборе формы представления информации в зависимости от стоящей задачи.

Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Такая работа органично вписывается в современный курс школьной информатики, в рамках которого уделяется большое внимание информационному моделированию или переходу от реальной задачи к информационной модели. Начинать знакомство с информационным моделированием целесообразно уже в начальном звене общеобразовательной школы. Такая деятельность способствует формированию у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их умении применять методы информатики и средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин — математики, информатики, физики, биологии, химии и др. — является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. В частности, решение задач по теме “Моделирование и формализация” на уроках информатики является одним из мощных способов реализации межпредметных связей различных дисциплин.

Линия «Моделирование и формализация» одна из перспективных и динамично развивающихся содержательных линий, поэтому разработка методики преподавания данной содержательно-методической линии является весьма перспективным направлением. Основные понятия линии (объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация) позволяют решить одну из задач изучения информатики – формирование системно информационной картины мира, так как являются мощным аналитическим инструментом. Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Изучение технологии моделирования может оказать существенное влияние на формирование информационной культуры и развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков учащихся. Использование компьютера как инструмента учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов естественнонаучных дисциплин, усилить экспериментальную деятельность учащихся, приблизить процесс обучения к реальному процессу познания, основанному на технологии моделирования.

Мы считаем, что тема диплома «Организация практической деятельности младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация»» актуальна на данном этапе развития общества и развития информационных технологий, поскольку содержательно-методическая линия «Моделирование и формализация» в курсе информатики начальной школы является одной из приоритетных, так как именно она важна для формирования мировоззрения младшего школьника.

Тема “Моделирование и формализация” является очень важной в курсе информатики, так как дает учащимся возможность провести исследовательскую работу, выполнить анализ полученных результатов, обратить внимание на конечность алгоритма, оценить точность модели, столкнуться с погрешностью приближенных вычислений, увидеть взаимосвязь различных наук и дисциплин, получить удовлетворение от выполненной работы.

Проблема исследования

– изучение темы «Моделирование и формализация» в младшей школе.

Объект исследования

– обучение младших школьников информатике.

Предмет исследования

– практическая деятельность учащихся начальных классов при изучении информатики.

Цель исследования

– выявить способы организации практической деятельности с целью повышения мотивации младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация».

Задачи исследования

– 1) провести анализ научно-методической и учебно-дидактической литературы; 2) сформулировать принципы отбора заданий по теме «Моделирование и формализация» для младших школьников; 3) подготовить систему заданий по теме «Моделирование и формализация»; 4) проверить влияние темы «Моделирование и формализация» на повышение мотивации учащихся в начальной школе.

Методы исследования

– анализ исторической, научно-методической, учебно-дидактической литературы, учебников и учебных пособий по информатике; составление системы заданий по теме.

Гипотеза исследования

: если необходимым образом организовать практическую деятельность младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация», то мотивация учащихся к изучению темы повысится, а так же повысится их интеллектуальный уровень, и, в конечном счете, учебный процесс приведет к лучшим результатам усваивания темы.

Новости образования:

Ход и результаты экспериментального исследования
Объектом исследования стали 30 учеников. Из них 16 учеников контрольного класса (11А) и 14 учеников экспериментального класса (11Б). Классы отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях развития, обученности и воспит ...

Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деят ...

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru