Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, все выше перечисленные требования к заданиям и формы организации учебной деятельности, мы предлагаем следующую систему заданий по теме «Моделирование и формализация». Данную систему заданий целесообразно использовать для преподавания линии в четвертых классах.
Задание 1.
Определите, какие из перечисленных объектов являются предметами, какие процессами, какие явлениями. Обоснуйте свою точку зрения.
При выполнении задания учащиеся по одному выходят к доске, проверяют предыдущего ученика и выполняют следующую часть задания.
Объект и его характеристики Тетрадь Наводнение Свечка Землетрясение Идет дождь Предмет Кошка Идет снег Едет машина Лампа Процесс Идет человек Камень Урок Часы Явление Цунами Запуск ракеты Потолок Чтение Капель Радуга Лицо |
Задание 2.
Черный ящик.
На столе учителя стоит коробка, в которой находится некий объект. Учитель просит учащихся задавать ему вопросы относительно данного объекта, которые помогут им отгадать, что внутри.
Например, в коробке находится синий воздушный шарик. Диалог учителя и учащихся может быть таким:
Учащиеся. Объект в коробке одушевленный?
Учитель. Нет.
Учащиеся. Он является искусственным?
Учитель. Да.
И т.д.
Когда ученики отгадали объект, учителю следует сказать: для того чтобы выделить объект из окружающего мира, описать этот объект, необходимо указать его характеристики: имя; признаки, которые характеризуют существенные свойства объекта; действия самого объекта или действия, совершаемые над объектом; условия в которых находится и действует объект. Чем больше характеристик объекта перечислено, тем лучше формируется наше представление о нем и тем проще нам понять, о каком объекте идет речь.
Задание 3.
Задание необходимо выполнять парами.
Заполните таблицу, поставив знаки «+» там, где это необходимо. Далее придумайте свои примеры объектов-предметов, объектов-процессов и объектов-явлений и опишите их с использованием таблицы (та команда, которая придумает больше объектов и правильно их опишет, выиграет). Если понадобиться, допишите в таблицу некоторые характеристики рассматриваемого объекта.
Характеристики |
Кошка |
Заяц |
Стакан |
Молоток |
Игра на компьютере |
Компьютер |
Дождь |
Облако |
Океан |
Посадка цветов |
Одушевленный | ||||||||||
Неодушевленный | ||||||||||
Искусственный | ||||||||||
Естественный | ||||||||||
Мягкий | ||||||||||
Твердый | ||||||||||
Большой | ||||||||||
Маленький | ||||||||||
Тонкий | ||||||||||
Толстый | ||||||||||
Дышит | ||||||||||
Ходит | ||||||||||
Летает | ||||||||||
Растет | ||||||||||
Разговаривает | ||||||||||
Не разговаривает | ||||||||||
Сделан из бумаги | ||||||||||
Сделан из металла | ||||||||||
Сделан из стекла | ||||||||||
Процесс | ||||||||||
Явление | ||||||||||
Предмет | ||||||||||
………………. |
Новости образования:
Роль воспитания в системе формирования личности школьника
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развити ...
Выпускные экзамены как заключительная проверка знаний, умений и навыков
учащихся по химии
Экзамены служат серьезным показателем работы и учащихся, и учителя. Правильно организованное повторение пройденного в году и перед экзаменами способствует систематической работе учащихся и более осознанным знаниям. Результаты экзаменов помогают учителю анализировать достижения и недостатки в своем ...
Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры
межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...