Содержательная линия "Моделирование и формализация" - это одна из перспективных, динамично развивающихся и важнейших содержательно-методических линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как именно она позволяет осознанно выделять в окружающей нас действительности отдельные объекты, видеть отношения между этими объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, строить схемы и "видеть" внутреннюю структуру объекта, представлять одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или использования. Особое внимание при изучении темы «Моделирование и формализация» следует уделить сущности компьютерного моделирования, выделить его достоинства и недостатки, рассмотреть на конкретных примерах [31].
На изучение линии «Моделирование и формализация» в начальной школе отводится приблизительно 7-10 часов. Ознакомимся с тематическим и поурочным планированием темы «Моделирование и формализация» для начальной школы [8].
Тематическое планирование:
|
Раздел |
Основные понятия |
Количество часов, отводимых на изучение раздела |
|
Объект и его характеристики |
Виды объектов и их характеристики |
1 |
|
Система объектов как единое целое |
Система, ее свойство, элементы и их взаимосвязи |
1 |
|
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование |
Функции моделирования как метода познания реального мира Виды и свойства информационных моделей реальных объектов |
3 |
|
Компьютерное моделирование |
Методы и средства компьютерной реализации информационных моделей |
1 |
|
Формализация и моделирование |
Повторение изученных понятий |
1 |
Поурочное планирование:
|
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Краткая характеристика урока |
|
Объект и его характеристики |
1 |
Объект и его характеристики |
Тип урока: введение и закрепление материала. На уроке проводится первичный контроль степени усвоения материала учащимися. Проведение данного урока подводит учащихся к изучению следующей темы |
|
Система объектов как единое целое |
2 |
Система объектов как единое целое |
Тип урока: введение и закрепление материала. Введение и рассмотрение систем, их свойств, элементов и их взаимосвязи, системного анализа, системного эффекта и процесса систематизации. Проведение первичного контроля ЗУН. Пропедевтика изучения темы «Модель объекта» |
|
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование |
3 |
Понятие модели. |
Тип урока: введение и закрепление материала. Введение понятий модели, моделирования. Использование моделирования как метода познания реального мира. |
|
4 |
Виды моделей. Материальная и воображаемая модели |
Тип урока: введение и закрепление материала. Ознакомление учащихся с классификацией моделей по способу представления (материальные, воображаемые, информационные). Подробное рассмотрение материальной и воображаемой моделей | |
|
5 |
Виды моделей. Информационная модель |
Тип урока: введение и закрепление материала. Закрепление изученных видов моделей (материальная, воображаемая), изучение свойств информационных моделей реальных объектов. | |
|
Компьютерное моделирование |
6 |
Компьютерное моделирование |
Тип урока: закрепление изученного материала. Выполнение практической работы «Моделирование объекта тремя способами – построение воображаемой, материальной и информационной моделей» |
|
Формализация и моделирование |
7 |
Объекты, их характеристики. Модели, виды моделей, моделирование |
Урок заключительного повторения и контрольной проверки знаний, умений и навыков по рассматриваемой теме |
Новости образования:
Выбор технологии программирования для учебного процесса
Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса – это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических с ...
Педагогические рекомендации по проблеме развития творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются [16], поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь ...
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль ...