Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др. Исследователи А.Е. Личко, С.Г. Саготовская описывали типы родительских отношений к детям. А.И. Антонов, А.Я. Варга, В.М. Целуйко - изучали детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. В такой ситуации оказать действенную помощь и поддержку ребенку из неблагополучной семьи социальному педагогу поможет использование в работе ситуации успеха. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи можно достигнуть улучшения социального самочувствия ребенка и приобретения опыта целесообразного саморегулирования, повышения уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме.

Ситуация успеха как частный вид мотивации был разработан и изучен в психолого-педагогических науках. В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), затем в отечественной педагогике и психологии (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, А.К. Маркова, В.П. Шуман и др.), но, к сожалению, социальная педагогика не достаточно внимание уделяет ситуации успеха как методу социально - педагогической деятельности. Именно это противоречие между неизученностью и необходимостью применения данного метода в социально-педагогической деятельности, обусловило выбор темы исследования "Использование социальным педагогом ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи".

Цель исследования

: выявление эффективности создания ситуации успеха как метода социально-педагогической деятельности в работе с ребенком из неблагополучной семьи.

Объект исследования

: процесс социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи.

Предмет исследования

: создание ситуации успеха для ребенка из неблагополучной семьи как метода социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Исходя из цели и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:

использование социальным педагогом метода создания ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи будет эффективным, если:

социальный педагог обладает методологическими основами создания ситуации успеха;

будет организована совместная деятельность педагогов, психологов, администрации, социальных педагогов, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха; - социально-педагогическая деятельность осуществляется поэтапно. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи

исследования:

1.

Выявить факторы жизненного риска неблагополучной семьи для ребенка.

2. Дать характеристику детям, испытывающих семейное неблагополучие.

3. Раскрыть ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи.

4. Рассмотреть деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи.

5. Описать опыт работы социального педагога МБОУ СОШ № 2 с. Юмагузино Кугарчинского района Республики Башкортостан по созданию ситуации успеха с ребенком из неблагополучной семьи.

Методологическую основу

исследования составляют теория социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова), теория ситуации успеха (А.С. Белкин), концепция развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую основу

исследования составляют ведущие идеи гуманистической психологии (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм),

идеи личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская), теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев).

Решению поставленных задач способствовало комплексное применение методов исследования

: методы теоретического анализа философской, педагогической, психологической и социально-педагогической литературы; диагностические (тестирование, беседа, социометрия); праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение социально-педагогического опыта); методы статистической обработки данных.

Теоретическая значимость

исследования заключается в том, что: разработана методика деятельности социального педагога по созданию ситуации успеха.

Практическая значимость

исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы социальными педагогами в общеобразовательных школах, досуговых учреждениях при работе с ребенком из неблагополучной семьи.

Опытной базой

явилась МБОУ СОШ № 2 с. Юмагузино, Кугарчинского района Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы

состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.

Новости образования:

Профилактика заикания
Профилактика заикания осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических забо ...

Выявление начального уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея те ...

Методика работы с листами рабочей тетради на занятии
Лекция рассчитана на двенадцать академических часов. Не более одной пары в один учебный день. В первый день ученикам читается лекция. После прочтения лекции раздаётся первый лист учебной тетради, где ученикам предлагается заполнить пробелы. Это либо какое-то пропущенное понятие, но само определение ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru