Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи » Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Страница 1

Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; сформированная готовность у него к социально-одобряемой деятельности.

Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее:

принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;

принцип субъект - субъектного взаимодействия;

принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;

принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.

Содержание профессиональной социально-педагогической деятельности определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:

1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов, администрации, социального педагога, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.

2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.

3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.

Раскроем вышеперечисленные условия.

Организация совместной деятельности реализуется через взаимодействие социального педагога с психологом, педагогами, администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействие социального педагога с учителями проводилось нами в три этапа: мотивационно-целевой, организационный, результативный.

Мотивационный этап. Учитель ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом учащийся ощущает себя "творцом обстоятельств", он может преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения. Но здесь педагог сталкивается с неадекватной реакцией ученического коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, и результаты оказались неудачными, так что у этой категории учащихся уже сформировано отрицательное отношение. Вторая группа школьников не сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего ожидать в будущей деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению учебной задачи.

На данном этапе учителю проще будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы детей, где нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего необходимо нейтрализовать воспоминания о неудаче в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать, это можно, например, подчеркнув, что ученик поработал над своими ошибками или что задание изменено по сравнению с прошлым разом. Учитель вправе предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения. Другими словами, учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.

Организационный этап. На этом этапе социальный педагог рекомендует учителю решить такую задачу: обеспечить учащемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом. На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - ощущается недостаток условий для его выполнения. Здесь особо нужна помощь учителя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отн ...

Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой д ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru