Янош Больяи

Больяи (Бояи, а также Бойаи) Янош (15.12.1802-27.1.1860)- венгерский математик и военный инженер. Родился в Коложваре (ныне Клуж-Напека, Румыния), Его отец Фаркаш (Вольфганг) Больяи - профессор математики и поэт (9.2.1775-21.11.1856), друг К. Ф. Гаусса.

Фаркаш Больяи строго доказал, что равновеликие многоугольники равно составлены: пытался доказать V постулат Евклида, исходя из предположения, что вокруг любого треугольника можно описать окружность. В 13 лет Больяи владел дифференциальным и интегральным исчислениями. Еще студентом Военно-инженерной академии Больяи вместе со своим другом Сасом начал искать доказательство постулата о параллельных линиях. Сохранившиеся чертежи свидетельствуют, что Больяи уже тогда был на пути к открытию неевклидовой геометрии. По окончании академии младший лейтенант Больяи командируют в небольшую крепость Темешвар. Здесь около 1825г. он пришел к основным положениям неевклидовой геометрии. Обработав свои исследования, Больяи издал их в 1832г. в виде приложения ("Аппендикс") к 1 т. сочинения отца "Опыт введения учащегося юношества в начала математики-элементарной и высшей". "Аппендикс" был издан на русском языке. Это приложение отличается крайней сжатостью и схематичностью, по продуманности каждого слова и предложения принадлежит к числу наиболее совершенных произведений математической литературы.

Открытие Больяи при его жизни не получило признания. В 1837г. в Лейпциге в качестве темы конкурса было предложено разобрать учение о мнимых величинах. Больяи прислал замечательное произведение, предвосхищающее построения У.Р. Гамильтона, однако жюри дало о нем отрицательный отзыв. Неудачи тяжело отразились на психике Больяи. Он интенсивно продолжал научную работу, но ставил перед собой невыполнимые задачи. Попытка строго логического построения геометрии свободной от каких бы то ни было наглядных представлений, содержит отдельные интересные мысли, но в целом была невыполнимой в то время. Отчаяние Больяи особенно возросло, когда он ознакомился с сочинением Н.И. Лобачевского "Геометрические исследования по теории параллельных линий" (1840г.). К. Гаусс в своих письмах отзывался с величайшей похвалой о работах Больяи и Н.И. Лобачевского, однако не дал о них публичного отзыва.

Новости образования:

Подготовка к проверке знаний, умений и навыков по химии
Проверка знаний, умений и навыков- составная часть учебного процесса, следовательно, подготовка учителя к учебным занятиям должна включать подготовку к проведению проверки знаний. Составляя годовые планы по химии, учитель не только планирует время на изучение нового материала, но и указывает, когда ...

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Значение физической культуры в школьный период жизни
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru