Монашеские уставы как историко-педагогические источники

Педагогические практики » Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики » Монашеские уставы как историко-педагогические источники

Страница 1

На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Систему воспитания, которая там сложилась, можно назвать монастырской педагогикой. Научный интерес к этой системе воспитания, обусловлен теми высокими результатами, которые она достигла, явив миру сонм русских святых, светильников веры, героев Отечества.

История монашества представляет огромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть, прежде всего, история успехов православного воспитания. В монастырях впервые были построены модели многих современных организаций.

Схиархимандрит Иоанн в своих трудах не случайно уделяет монашеству преимущественное внимание. «Живя в миру, - пишет отец Иоанн, - не всегда удобно совершенствоваться в добродетели. Поэтому те, кто особенно стремились к совершенству, к Богообщению стали удаляться от мира и установили особый порядок жизни, или жизнь монашескую, которая, согласно святоотеческому учению, есть наука из наук».

Русские люди относились к монастырям с особым благоговением, считая их высшим идеалом на земле. На Руси говорили обыкновенно: «Свет инокам - ангелы, Свет мирянам - иноки».

Монастырь - это общежитие лиц, принявших монашеские обеты: нестяжания, целомудрия, послушания. По мысли святителя Филарета, сущность всех монашеских обетов есть обещание постоянной, всецелой преданности себя Богу.

Первые монастыри появились в Египте в 3 веке. На Руси монастыри впервые появились в 11 веке. Характерной особенностью является то, что каждый монастырь имел свой Устав. Они сыграли особую роль в истории России, воистину став «светом миру» - центрами духовной жизни, учености и просвещения, идеалами Православия, примерами того, как можно, живя на земле, целиком поселиться на небе, посвятив себя Богу. В русских монастыря царил особый мир, где дух господствовал над плотью. Подвиги монахов, которых называли богатырями духа, были поразительны. Этим объясняется стремление уйти в монастырь почти всех лучших людей допетровской эпохи. В монастырь, как в училище благочестия, шли и князья, и простые люди. «Монашество лучшим образом свидетельствует о благочестии народа», - писал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Не без основания, поэтому в недавние времена нравственное состояние общества определялось духовно-нравственным состоянием монашества.

Педагогическое воздействие должно быть направлено не только на формирование отдельных навыков поведения, а и на воспитание целостного характера человека - его ума, воли и сердца.

Монастырская жизнь строится вокруг церковных служб, она определяется ими, пронизывается их светом и смыслом. Благообразие, строгость, красота богослужений предопределили их значение как средств внутреннего духовного устроения человека. «Богослужение Православной Церкви, исполняемое по Церковному уставу, - пишет отец Иоанн, - во все времена, с глубокой древности являлось и является руководством, средством внутреннего духовного обучения и воспитания, источником не только христианской веры, но и деятельности. Христианские храмы являются живыми училищами благочестия для всех христиан».

Монастырская педагогика исходит из того факта, что «жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение, но они заражены грехом. И если не дать душе богоугодных упражнений, то она будет развивать в себе зло, ложь, которыми заражена».

Монастырская педагогика формирует добрые навыки в человеке. Одной из основных педагогических задач воспитателей должно стать формирование добрых навыков с самого раннего детства и на всех последующих этапах становления личности человека.

Выявляя значение монастырского устава, схиархимандрит Иоанн приходит к выводу, что руководящим началом в жизни не только монаха, но и каждого человека должен стать принцип, заложенный в его природе. «Принцип этот заключается в том неоспоримом факте, что человек состоит из души и тела, тесно вязанных друг с другом; следовательно, согласовывая внутреннее с внешним, человек идет путем, указанным Богом». Схиархимандрит Иоанн говорил: «Устроишь внутреннее и внешнее устроится». Этот принцип особенно важен для воспитания ребенка, т.к. в воспитании не может быть мелочей: распорядок дня, дисциплина, упорядоченность (уклад) его жизни в семье и образовательном учреждении введут к целесообразному согласованию внутреннего и внешнего в жизни детей.

Монастырский устав определяет принципы, содержание, методы православной педагогики, использование которых позволяет объединить миром и любовью совершенно несовместимых на первый взгляд людей, различных званий, сословий, характеров, уровней образования и воспитания. По мере духовного преуспеяния монахи становятся духовно едины, образуют «духовную дружину», отличающуюся истинным братолюбием, желанием услужить друг другу, разделить между собой все дела общежития.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Современная система образования
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Современное образование - это одно из средств решени ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматическог ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
По первому направлению на выявление уровня понимания значений слов были получены следующие результаты. С заданием № 1 на понимание целостных словосочетаний, которые ребенок мог много раз слышать, справились 90% детей в экспериментальной группе, у 10% детей возникли значительные трудности с выполнен ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru