О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах

Страница 1

Речь идёт именно о возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтническоих сообществах, которые можно реализовать, но, как показывают выше приведённые результаты социологических опросов, в сложившейся практике воспитания молодёжи не всегда реализуются. Тем не менее, знание этих возможностей является предпосылкой для продуктивного использования воспитательного потенциала таких сообществ на практике.

В современной литературе для выражения сущности межнационального согласия и веротерпимости часто стало употребляться заимствованное из латинского языка слово «толерантность» (tolerantia – терпение).

Понятие толерантности по-разному толкуется в различных словарях и научных работах. Среди этих толкований имеют место и прямо противоположные. Скажем, в Большом энциклопедическом словаре толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Там же приводится трактовка этого понятия с точки зрения физиологии организмов и медицины как «иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам» или «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды» [12].

В межэтнических отношениях толерантность предполагает терпимость к особенным проявлениям и культуре других этносов. В то же время, в одном из авторитетных словарей по психологии приводится определение толерантности как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [71]. В человеческих отношениях это означает безразличное и незаинтересованное отношение к другим людям, в чём-то отличным от себя. Вряд ли есть смысл переносить это на характеристику отношений людей в многонациональной России. Тем не менее, с некоторых пор это понятие стало модным для определения отношений между людьми различных национальностей и конфессий. Тому немало способствовал и официальный государственный документ ‑ Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактики экстремизмов в гражданском обществе (2001-2005 гг.)» [81].

Проникновение в русский язык иностранной терминологии – частое явление в современной России. С одной стороны, это обогащает русский язык, с другой, ‑ вряд ли следует заимствовать иностранные слова, если им есть русские синонимы или более глубокие по смыслу понятия.

Критически относится к заимствованию понятия толерантности и его применению к межнациональным и межконфессиональным отношениям один из современных российских этносоциологов М.Н.Губогло. В своём объёмном труде «Идентификация идентичности» автор отмечает, что понятие толерантности многими воспринимается как нечто новое для российской действительности, но это далеко не так. В одном из учебников по педагогике, изданном ещё в начале 1930-х годов, его автор М.М.Пистрак пишет, что культура межнационального общения и интернационального воспитания трактуется как «воспитание толерантного отношения к представителям различных национальностей», что «воспитанием толерантности – под иными наименованиями – педагогические и многие другие науки занимаются едва ли не с момента своего зарождения», что «написаны горы диссертаций по проблемам воспитания культуры межнационального общения, пролетарского и международного интернационализма, дружбы и братства народов» [29; 644-647].

Терпимое отношение представителей одних этносов к другим, безусловно, является одной из составляющих культуры межэтнических отношений, но только к нему не сводится. Толерантность без взаимного интереса, уважения и участливого отношения этносов и их представителей граничит с безразличием одних к другим. Безразличное отношение конечно не агрессивное, но оно не является вершиной межличностных отношений в полиэтнических сообществах. «Если бы философия программы (имеется ввиду упомянутая выше Федеральная программа – В.Н.), возведённая в ранг одной из главных задач государства, сводилась, говоря по-русски, к воспитанию терпения, ‑ пишет далее М.Н.Губогло, ‑ тем самым в стране программировались бы дальнейшие неудачи, провалы в политике, в модернизации, в трансформации, и народу следовало бы хорошо подготовиться к бесконечному терпению». Автор заключает, что «надо не приучать к толерантности (в смысле терпимости), а скорее отучать от неё» [29; 653-654].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Письменная проверка
Письменная проверка по химии включает в себя: Кратковременные контрольные работы. Длительные контрольные работы. Химический диктант. Проверка письменных работ и тетрадей. Тесты. Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или ином ...

Работа с учебниками экономической географии
Экономическая география изучает общественные явления (особенности и размещение населения и хозяйства) и тем самым исходит из закономерностей, исследуемых общественными науками. Основной теоретической задачей экономической географии является установление закономерностей географического размещения на ...

Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru