О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах

Страница 2

Спонтанно субъекты межнационального общения, находясь в одном сообществе, перенимают друг у друга те качества и образцы поведения, которые соответствуют личным духовным ценностям и потребностям личности. Педагогически организованное межнациональное общение осуществляется всегда во взаимодействии субъектов многонационального сообщества под руководством педагогов и при их педагогической поддержке.

Педагог изучает национальный и конфессиональный состав группы, формулирует в качестве цели воспитания формирование межнационального согласия и веротерпимости в группе и у каждого входящего в неё человека как групповой и личностной характеристики, планирует различные формы организованного межнационального и межконфессионального общения, отслеживает и анализирует с этой точки зрения педагогический процесс и его результаты.

Информацию о национальном и конфессиональном составе группы и отношении каждого к своей национальной принадлежности и вере педагог может без особого труда получить путём наблюдений, собеседований и изучения личных дел воспитанников, социологических опросов. В качестве цели и задач воспитания педагог формулирует предполагаемые результаты овладения воспитанниками культурой межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе качествами патриотизма и интернационализма. В соответствии с этими целью и задачами планирует и реализует вместе с воспитанниками различные формы совестной деятельности, национального самовыражения и межнационального общения. Показателями конечного результата такого воспитания могут служить высказывания и поступки воспитанников, отражающие их принадлежность к полиэтническому сообществу и национальным культурам различных народов.

Учитывая принцип светскости воспитания в государственных образовательных учреждениях и узаконенную в России свободу вероисповедания, воспитание веротерпимости не должно включать в себя организованное отправление религиозных обрядов, но допускает информирование воспитанников о конфессиональной принадлежности членов группы, о каждой из религий как части культуры различных народов.

Методы воспитания межнационального согласия и веротерпимости можно классифицировать аналогично тому, как в современной педагогике классифицируются методы осуществления целостного педагогического процесса вообще: методы формирования сознания, методы организации деятельности и методы стимулирования и мотивации [66; 296-329].

Для формирования национального, интернационального сознания и веротерпимости уместно использовать рассказы педагогов и представителей разных этносов об особенностях национальных культур и формах их выражения; тематические недели, декады, месячники и праздники национальных культур в образовательных учреждениях, классах, студенческих группах; выставки атрибутов национальной культуры и экскурсии по ним; семейные презентации национального уклада жизни; взаимные национальные презентации в форме круглого стола; выступления фольклорных коллективов; организованное чтение книг национальных авторов и с национальным содержанием; поиски сайт-информации национального содержания в сети Internet и другие формы, расширяющие знания и представления воспитанников о национальных культурах.

Формами организации деятельности, направленной на формирование межнационального согласия, являются все виды совместного труда представителей полиэтнического сообщества, занятия в фольклорных художественных коллективах, национальные спортивные состязания и конкурсы, организованная взаимопомощь в полиэтнических коллективах.

Само межнациональное общение содержит в себе возможности для его стимулирования и мотивации, ибо всегда интересно партнёрам по общению. В то же время правильно поступают те педагоги, которые замечают и отмечают межнациональную дружбу, взаимопомощь и другие проявления культуры межнационального общения и национального самовыражения.

Ясно, что наибольший эффект в воспитании межнационального согласия даёт комплекс различных методов и форм гражданского, патриотического и интернационального воспитания (Приложение 6).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Развитие мышления при обучении математике
Рассматривая вопрос о средствах и условиях развития мышления, определим эти понятия. Под условиями, согласно теории деятельности, понимают все то, что влияет на характер и эффективность деятельности, а под средством - такие условия, которыми субъект деятельности может произвольно и непроизвольно оп ...

Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru