Память как психический процесс, различные подходы к изучению, характеристика, виды и ее развитие

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Память как психический процесс, различные подходы к изучению, характеристика, виды и ее развитие

Страница 8

Произвольная память ребенка сначала еще несовершенная, особенно, что касается способов и приемов запоминания и воспроизведения. Однако и в дошкольном возрасте отмечается овладение логическими способами произвольной памяти в условиях целенаправленного их формирования.

В младшем школьном возрасте непроизвольная память в условиях систематического обучения продолжает успешно развиваться и обогащаться. Новое содержание и формы деятельности приводят к появлению в ней новых качественных особенностей: она становится все более систематичной и продуктивной. Опираясь на возможности непроизвольной памяти и создавая необходимые условия для ее функционирования, можно обеспечить усвоение младшими школьниками достаточно больших по объему и сложных по содержанию знаний. Вместе с тем на этом этапе происходит интенсивное развитие произвольной памяти. Под влиянием учебной деятельности происходят значительные изменения и в формах отражения материала в памяти. Наряду с дальнейшим развитием образной памяти на этом этапе интенсивно развивается словесно-логическая память. Сначала она, как и у дошкольников, имеет конкретный характер. Но содержание учебной деятельности ведет к тому, что учащийся становится способным удерживать в памяти все более абстрактные понятия. Причем это касается как произвольной, так и непроизвольной памяти (Зинченко П. И., Репкина Г. В., 1965).

Дальнейшее развитие всех видов памяти осуществляется в среднем и старшем школьном возрасте. На этом этапе человек овладевает все более сложными логическими способами абстрактного мышления, а в связи с этим и более высоким уровнем непроизвольной и произвольной памяти. По своему содержанию запоминание и воспроизведение становятся более обобщенными: дословное запоминание и воспроизведение занимают гораздо меньше места, чем в младшем школьном возрасте. Изменяется и характер протекания процессов памяти. Возникает потребность усвоения материала. При этом задание запомнить сливается с необходимостью понять и приводит к наиболее высоким результатам. Особое значение на этом этапе приобретают формы самостоятельной работы.

Разумеется, в школьном возрасте развитие процессов памяти не заканчивается. Они продолжают совершенствоваться, обогащаться под влиянием дальнейшего усложнения познавательной и трудовой деятельности.

Для развития памяти детей П. И. Зинченко рекомендует педагогам стимулировать развитие процессов понимания и специально ограничивать установку на запоминание. Иначе говоря, прежде чем учить школьника применять, например, классификацию в качестве приема запоминания, необходимо научить его классифицировать в процессе выполнения познавательных, а не мнемических задач. Тем самым предлагается вообще уйти от прямолинейного пути на форсированное «развитие» произвольного запоминания, поскольку он оказывается благоприятным лишь для механического (т. е. примитивно опосредствованного) запоминания. В начальной школе, как полагает П. И. Зинченко, было бы лучше отказаться от распространенной практики давать задание на выучивание текстов, включая и стихотворные. Развивать и оценивать следует не качество заучивания, а полноту и глубину понимания. Собственно, это и есть психологически оправданный путь формирования опосредствованного произвольного запоминания. Отсюда следует, что «центральной и неотложной задачей школы является формирование у детей умений и навыков намеренного понимания, мышления, думанья» (Зинченко П. И., 1996, с. 490).

В заключение обратимся к вопросу, насколько генетически предопределена способность к запоминанию. В одном из исследований близнецам предлагали заучивать слова, а затем через некоторое время просили их воспроизвести. Результаты получились достаточно неожиданными. Оказалось, что степень генетической предопределенности памяти не есть величина постоянная, она меняется с возрастом. У дошкольников умение хранить что-либо в памяти зависит от той наследственности, которую они получили. У школьников эта зависимость куда слабее. У взрослых она почти не ощутима. Итак, психологическая основа памяти у человека задана генетически, но в процессе его развития память становится частью сложной функциональной системы, которая определяется уже не наследственными задатками, а средой, окружающей человека, и его действиями, направленными на развитие памяти. Нередко люди пытаются усовершенствовать свою память, прибегая иногда с этой целью ко всяким хитростям и приемам, например к заучиванию большого по объему и малопонятного материала. Такие методы не могут привести к успеху. Продуктивность памяти зависит в первую очередь от того, насколько сформированы у человека рациональные способы запоминания (логическая обработка материала, классификация, составление планов, нахождение ассоциаций с уже известным, включение в общую систему своих знаний и т. д.). Эти приемы могут выполнять роль способов запоминания, человек должен овладеть ими как познавательными действиями, научиться использовать их с целью понимания различного по содержанию материала.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Характеристика МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 623346, Свердловская область, Ачитский район, с. Большой Ут, улица Нагорная, 1. Образовательное учреждение строит свою деятельность в соответствии с образовательной программой (70, ...

Понятие и виды самооценки
Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12] Самооценка имеет комплексный характер, поскольку рас ...

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru