Уроки-семинары по русскому языку в старших классах

Педагогические практики » Нетрадиционные формы обучения русскому языку » Уроки-семинары по русскому языку в старших классах

Страница 1

Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники – это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.

Остановимся подробнее на одном из перечисленных форм работы – на уроках-семинарах.

Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания русского языка: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем»[4., с. 27].

Вместе с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения школьниками той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.

Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер (такие семинары можно проводить и в 7-9 классах). На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем лекции. В рамках семинарского занятия возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, сочинений, исследовательских докладов.

Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.

Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.

При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.

Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо – оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре.

В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.

При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару.

Особенно важно выбрать интересную тему по русскому языку, поскольку это во многом определит отношение школьников к урокам-семинарам вообще[4, с. 28]. Предложим один из вариантов урока, который может стать тем самым первым семинаром, с которого и начнется интересная работа по русскому языку в старших классах. При выборе его темы мы исходили из того, что значительное внимание в процессе обучения русскому языку уделяется работе с лингвистическими словарями. На уроках школьники знакомятся со словарями различных типов: толковыми, словарями омонимов, синонимов и т.п. и все же некоторые словари, в том числе и такой знаменитый, как, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, нередко остаются вне поля зрения школьников. А этому словарю можно посвятить интереснейший урок-семинар.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Монашеские уставы как историко-педагогические источники
На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Сист ...

Игра как психологический и социально-педагогический феномен
Для того, чтобы определить понятие «игровые технологии», необходимо рассмотреть понятие «игра» и её историческое становление, выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах. Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимущест ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru