Особенности культуры педагогической деятельности

Педагогические практики » Культура педагогического труда » Особенности культуры педагогической деятельности

Страница 2

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионально­го мастерства. Таким источником является только труд, осмыс­ленный с точки зрения его сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Н.В. Кузьмина (1989) предлагает выделять три уровня дея­тельности учителя:

- мастерства нет, но тем не менее какие-то компоненты в деятельности учителя и его личности обусловливают возмож­ность ее осуществления;

- про такого учителя говорят: "хороший учитель", "по­чти мастер", но по каким-то признакам его не считают масте­ром;

- учителя характеризуют как мастера своего дела.

Учителя-мастера выгодно отличаются от не мастеров преж­де всего характером конструктивной деятельности. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знании ученика и тот результат, который они хо­тя) получить через несколько лет.

Многие педагоги наибольшие трудности испытывают в ор­ганизаторской и коммуникативной деятельности, но эти труд­ности как бы запрограммированы неумением предвидеть и предотвратить системой мер возможные затруднения; незнанием, с помощью каких действии можно подойти к ко­нечному результату, какой должна быть последовательность этих действий.

Исследованиями установлены характерные отличия в зна­ниях учителей первой и третьей группы. "Знание предмета" и мастера, и не мастера выдвигают на первое место. Но если не мастера далее называют "знание методики преподавания", то учителя-мастера — "знание психологии детей". Именно в качественных и структурных отличиях в знаниях разных учи­телей, по утверждению Н.В. Кузьминой, отмечается нетождественностъ опытности (стажа работы) и мастерства. "Знание психологии детей" опытных учителей тоже не является веду­щим в структуре знаний. Таким образом, коренным отличием структур знаний учителей-мастеров являются знание психо­логии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на объяснение и на каждое действие. В свою очере­дь. знание психологии детей проявляется в самом педагоги­ческом действии учителя. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это - желание учиться, вдох­новение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.

Итак, профессиональная компетентность педагога, высту­пая условием становления и развития его педагогического мас­терства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабаты­вается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии (Е.В, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест­влении педагогической деятельности. В ее "живом" реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос­ти педагога. Наши исследования показали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характери­зующей цельность его облика.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Приемы обучения чтению
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое ...

Формирование эстетической культуры учащихся
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенк ...

Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru