Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию

Педагогические практики » Методика повышения эффективности обучения истории » Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию

Страница 1

В основе исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса.

Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения, сопоставления друг с другом нескольких процессов, в которых одни компоненты являются схожими, а другие - различными. Если в одних случаях достигаются лучшие результаты обучения, а в других - худшие, то причины этого нужно искать в действии соответствующего компонента. Напротив, если во всех сопоставляемых случаях достигаются одинаковые результаты, то причины их, очевидно, находятся в общих чертах процесса обучения. Сопоставлять можно занятия как у одного учителя в разных классах и даже в одном и том же классе, так и у разных учителей. Для научных выводов о процессе обучения истории необходимо изучение работы многих учителей, так как индивидуальный опыт, при всем его значении, всегда тесно связан с личностью учителя, его одаренностью, темпераментом.

Есть два основных пути исследования процесса обучения. Первый путь - изучение процесса обучения без воздействия на него исследователя. Его называют методом наблюдения. Он заключается в изучении печатной и письменной документации, непосредственном наблюдении самого процесса. Изучая опыт, нашедший отражение в методической и учебной литературе, в неопубликованных отчетах, докладах, дневниках учителей и т. п., исследователь знакомится не непосредственно с процессом обучения истории, а с наблюдением над ним, с его оценками, выводами, сделанными разными людьми.

Это, как говорят, опосредствованный опыт. Во всех таких материалах много правильных наблюдений над учебным процессом, много выведенных из опыта ценных мыслей. Вместе с тем в них много субъективного, иногда взаимно противоречивого. Выводы, сделанные на основе изучения опосредствованного опыта, не имея полной научной доказательности, позволяют выдвигать проблемы для дальнейших исследований.

Большую научную доказательность имеют документы, непосредственно свидетельствующие о результатах обучения: письменные работы, рисунки, дневники учащихся, стенограммы и магнитофонные записи ответов школьников и т. д. Однако они представляют научный интерес при условии, если исследователь располагает нужными сведениями о процессе обучения, в котором эти результаты были достигнуты.

Исследователь, непосредственно наблюдающий учебный процесс, видит все его стороны (преподавание, реакции учащихся), может сочетать наблюдение над целым классом с углубленным наблюдением над отдельными учениками, дополнительно проверять результаты обучения, вести изучение процесса в разных классах и у разных учителей.

Однако при наблюдении исследователь не выходит за рамки существующего опыта обучения истории. Он не может внести в процесс обучения те элементы, которые способствовали бы усовершенствованию обучения.

Экспериментальные исследования - второй путь изучения процесса обучения.

Латинское слово "экспериментум" означает "проба, опыт". Это действительно проба - испытание определенных факторов и условий обучения. В отличие от наблюдателя, экспериментатор организует процесс обучения или вносит в процесс изменения в соответствии с задачей исследования и затем проверяет достигнутые результаты. Эти результаты служат критериями для оценки проверяемых компонентов процесса: содержания, приемов обучения и т. п. При эксперименте урок или другие занятия по истории уподобляются научно-исследовательской лаборатории.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Система заданий по теме «Моделирование и формализация»
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, все выше перечисленные требования к заданиям и формы организации учебной деятельности, мы предлагаем следующую систему заданий по теме «Моделирование и формализация». Данную систему заданий целесообразно использовать для преподавания лини ...

Система образования в разных странах
Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к челов ...

Диагностика проявления упрямства в ДОУ и в семье
Изучение методологических и теоретических аспектов исследуемой проблемы позволяет определить наилучшие способы и средства воспитания упрямых детей. Первичная диагностика упрямства проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 62 города Стерлитамака во второй младшей группе «Капель» и старше ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru