Виды речевых нарушений

Страница 1

Фонетическое недоразвитие.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Общее недоразвитие речи (у дошкольников).

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты:

Так, например, профессор Б.Г. Ананьев указывает на связь ошибок в чтении, письме математике, физкультуре у части младших школьников с трудностями пространственного различения у них.

Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушением письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.

В работах, касающихся коррекции общего недоразвития речи, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий:

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева предлагают эту работу вести по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

А.В. Ястребова определяет, что в процессе коррекции ОНР во время занятий на первом этапе у учащихся преодолевать фонетико-фонематические нарушения и методом устного опережения создавать базу для целенаправленной работы над восполнением пробелов в лексико-грамматическом развитии.

коррекция речь дошкольник логопедический

Л.Н. Ефименкова и Г.Г. Мисаренко предлагают работу по формированию связной речи начинать с расширения и совершенствования словарного запаса.

Наиболее привлекательными в целях данного исследования нам кажутся рекомендации И.Н. Садовниковой, которая предлагает учитывать принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые и слухо-моторные связи, которые способствуют обогащению лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Особое внимание привлекли теоретические исследования Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, С.Ф. Иваненко и др., предлагающих достаточное количество теоретических разработок развития фонематических возможностей детей дошкольного возраста.

Анализ названных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для нашего исследования: успешность результатов коррекции речевых затруднений зависит от результатов работы:

над уточнением и расширением словарного запаса

над обогащением лексико-грамматического строя речи

над расширением фонематических возможностей детей

Речевые затруднения (синонимы: расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

С точки зрения коммуникативной теории: "Нарушения речи - есть нарушения вербальной коммуникации." (Л.С. Волкова).

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. (Л.С. Волкова).

С детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, необходимо проводить коррекцию нарушений речи - исправление или ослабление симптоматики нарушений речи (бытующие термины: "устранение", "преодоление речевых нарушений").

Раскроем содержание компонентов предложенной классификации речевых нарушений:

Фонетическое недоразвити - нарушение звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. (Р.Е. Левина)

Общее недоразвитие речи (у дошкольников). Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (Л.С. Волкова).

(при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи - общее недоразвитие речи у детей, имеющих навыки письма и чтения. (А.В. Ястребова)

Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Программа, техника тренировки мнемических способностей в учебной деятельности
Проанализировав литературу и некоторые методики («Развитие памяти. Система приемов» Ю.К. Пугач), мы предлагаем примерную программу для развития мнемических способностей у школьников. Составляя эту программу, мы ориентировались на то, что данные приемы смогут помочь учащимся легко усваивать большое ...

Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк
Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) ...

Роль воспитания в системе формирования личности школьника
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развити ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru