Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Страница 1

Проанализируем основные вехи российского образования, с XVIII в. по настоящее время. Для того чтобы понять и осознать то, что происходит с нашим образованием на современном этапе развития общества.

Система светского образования в России начала складываться при Петре I в XVIII веке. Он наметил основной путь – путь создания широкой сети общеобразовательных школ, специальных школ и училищ. В России этого периода стали образовываться школы различной практической направленности, готовящие учащихся к различным профессиям. Стране нужно было большое число образованных людей, способных воплотить в жизнь реформы Петра, работать в новой промышленности, служить в новой армии и т.д. Однако, закладывались не только основы практического или, как позже его назвали, реального образования, но и общего – классического. В 1724 году последовал высочайший указ об организации Академии наук, а при ней университета и гимназии [19].

Большой вклад в развитие академических гимназий внес М.В. Ломоносов. Он уделял много внимания развитию отечественной науки и просветительству. Именно он основал в 1754 году Московский университет и гимназию при нем.

Следующей важной заметной вехой в дифференциации обучения было создание гимназий (их также называли государственными училищами) разного типа, «чтобы каждый своему приличному состоянию, склонности и определению обучаться мог» [3]. Таким образом, в основе дифференциации лежали не только сословные различия, но индивидуальные особенности и интересы учащихся. Были открыты школы следующих типов:

1) Училища для ученых людей. Они готовили выпускников для поступления в университеты, в них очень серьезно был поставлен курс математики, в частности геометрии.

2). Военные училища. Любопытно, что в них геометрия использовалась при изучении таких предметов, как фортификация, архитектура, география (точнее она называлась даже «математическая география»).

3) Гражданские училища. Здесь изучались арифметика, геометрия и логика. Выпускники этих училищ работали в коллегиях и канцеляриях

4) Купеческие училища. Геометрия также была здесь обязательным предметом, но большее значение уделялось коммерческой арифметике, составлению и ведению счетов, различных расчетов и т.д.

Вдохновителем создания гимназий такого типа и составителем генерального плана их развития, который появился в 1764 году, был Г.Н. Теплов (1711-1779).

Особо отметим, что в конце XVIII века в работах передовых просветителей и педагогов появилась мысль о том, что одной из главных целей обучения в школе является выявление у ребят их склонностей, интересов и активное использование последних в обучении.

Итак, ХVШ век – век значительных достижений и преобразований в сфере просвещения, создания – школ разного типа. Обучение в средних учебных заведениях носило элементы дифференцированного характера.

Начало XIX века ознаменовалось реформой образования. В 1802 году были учреждены министерства, в том числе Министерство народного образования, что способствовало централизации государственного аппарата. Была создана новая система образования. В ней предусматривались следующие четыре ступени: высшая – университеты, средняя – гимназии, промежуточная – уездные училища, низкая – приходские училища.

Именно гимназии соответствовали современным старшим классам. В них не было дифференциации обучения, точнее почти не было, потому что в некоторых гимназиях разрешалось увеличивать число учебных предметов, когда находились способные к тому или иному предмету ребята, что было специально занесено в устав гимназии. Можно считать, что это было первым прообразом такой формы дифференцированного обучения, как факультативные занятия или занятия по выбору. В остальном же гимназии подчинялись одной программе, ориентированной на практическое, реальное образование. К сожалению, наличие непосредственно прообразов элективных курсов не наблюдается.

Появились сторонники другого, так называемого, классического или гуманитарного образования. Практическое воплощение дискуссия о разнице и преимуществах того и другого образования нашла уже в следующей реформе образования во второй половине XIX века и выразилось это в учреждении классических и реальных гимназий. Кроме того, передовые педагоги того времени говорили о специфических особенностях обучения в различном возрасте, т.е. о дифференциации обучения по основным возрастным группам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают ...

Причины детских капризов
Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 – 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли ведут себя родители в этот период? И как можно выйти из него ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru