Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Страница 1

Проанализируем основные вехи российского образования, с XVIII в. по настоящее время. Для того чтобы понять и осознать то, что происходит с нашим образованием на современном этапе развития общества.

Система светского образования в России начала складываться при Петре I в XVIII веке. Он наметил основной путь – путь создания широкой сети общеобразовательных школ, специальных школ и училищ. В России этого периода стали образовываться школы различной практической направленности, готовящие учащихся к различным профессиям. Стране нужно было большое число образованных людей, способных воплотить в жизнь реформы Петра, работать в новой промышленности, служить в новой армии и т.д. Однако, закладывались не только основы практического или, как позже его назвали, реального образования, но и общего – классического. В 1724 году последовал высочайший указ об организации Академии наук, а при ней университета и гимназии [19].

Большой вклад в развитие академических гимназий внес М.В. Ломоносов. Он уделял много внимания развитию отечественной науки и просветительству. Именно он основал в 1754 году Московский университет и гимназию при нем.

Следующей важной заметной вехой в дифференциации обучения было создание гимназий (их также называли государственными училищами) разного типа, «чтобы каждый своему приличному состоянию, склонности и определению обучаться мог» [3]. Таким образом, в основе дифференциации лежали не только сословные различия, но индивидуальные особенности и интересы учащихся. Были открыты школы следующих типов:

1) Училища для ученых людей. Они готовили выпускников для поступления в университеты, в них очень серьезно был поставлен курс математики, в частности геометрии.

2). Военные училища. Любопытно, что в них геометрия использовалась при изучении таких предметов, как фортификация, архитектура, география (точнее она называлась даже «математическая география»).

3) Гражданские училища. Здесь изучались арифметика, геометрия и логика. Выпускники этих училищ работали в коллегиях и канцеляриях

4) Купеческие училища. Геометрия также была здесь обязательным предметом, но большее значение уделялось коммерческой арифметике, составлению и ведению счетов, различных расчетов и т.д.

Вдохновителем создания гимназий такого типа и составителем генерального плана их развития, который появился в 1764 году, был Г.Н. Теплов (1711-1779).

Особо отметим, что в конце XVIII века в работах передовых просветителей и педагогов появилась мысль о том, что одной из главных целей обучения в школе является выявление у ребят их склонностей, интересов и активное использование последних в обучении.

Итак, ХVШ век – век значительных достижений и преобразований в сфере просвещения, создания – школ разного типа. Обучение в средних учебных заведениях носило элементы дифференцированного характера.

Начало XIX века ознаменовалось реформой образования. В 1802 году были учреждены министерства, в том числе Министерство народного образования, что способствовало централизации государственного аппарата. Была создана новая система образования. В ней предусматривались следующие четыре ступени: высшая – университеты, средняя – гимназии, промежуточная – уездные училища, низкая – приходские училища.

Именно гимназии соответствовали современным старшим классам. В них не было дифференциации обучения, точнее почти не было, потому что в некоторых гимназиях разрешалось увеличивать число учебных предметов, когда находились способные к тому или иному предмету ребята, что было специально занесено в устав гимназии. Можно считать, что это было первым прообразом такой формы дифференцированного обучения, как факультативные занятия или занятия по выбору. В остальном же гимназии подчинялись одной программе, ориентированной на практическое, реальное образование. К сожалению, наличие непосредственно прообразов элективных курсов не наблюдается.

Появились сторонники другого, так называемого, классического или гуманитарного образования. Практическое воплощение дискуссия о разнице и преимуществах того и другого образования нашла уже в следующей реформе образования во второй половине XIX века и выразилось это в учреждении классических и реальных гимназий. Кроме того, передовые педагоги того времени говорили о специфических особенностях обучения в различном возрасте, т.е. о дифференциации обучения по основным возрастным группам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
Методы исследования: Основными методами исследования являются: 1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов. 2. Контрольные испытания. 3. Метод педагогического наблюдения. 4. Метод математической обработки. 5. Сравнительный анализ. Анализ литературных источников позвол ...

Анализ «Фестиваля Народов Красноярского края»
Проблема анализа фестиваля состояла в том, что мы не знали, что выбрать за основание анализа. Поскольку педагогическая ситуация в модели воспитательного процесса конкретизирует схему трансляции культуры, а деятельность выделяем как главное условие формирования толерантности, в своем исследовании мы ...

Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию
В основе исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса. Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения, сопоставления друг с другом нескольких процессов, в которых одни ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru