Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н. было разработано с учетом возрастной психологии и деятельности ребенка содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Это содержание включает в себя формирование знаний и представлений об окружающем, развитие познавательной деятельности ребенка. Развитие импрессивной речи — увеличение объема понимаемых слов, уточнение значения грамматических форм и понимания различного рода синтаксических конструкций. Необходимость этих упражнений определяется уровнем развития импрессивной речи детей.
Учитывая последовательность формирования грамматических конструкций в процессе нормального онтогенеза и степень их сложности, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева выделяют 6 этапов работы — от формирования элементарного двусоставного предложения (I этап) до формирования связной повествовательной речи (VI этап). Разработанная авторами система коррекционной работы широко используется в специальных детских садах для детей с общим недоразвитием речи.
Большое внимание в данной методике уделяется обследованию и развитию импрессивной речи. Каждый из пяти этапов методики содержит в себе описание логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т.д.) и безотносительно к возрасту направленные на преодоления недостатков импрессивной речи детей.
В настоящее время действуют программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР (1984), Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999, проект), в котором особый раздел посвящен: содержанию обучения учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости, в практике используется также ряд коллективных авторских программ: «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под ред. Л.Б. Баряевой, 1996); «Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта» (Л.М.Шипицына, Е.С.Иванов, В.Н. Асикритов, 1996); «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» (под ред. И. М. Бгажноковой, 1999).
К каждой из программ разработан специальный учебный план. И работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения:
самообслуживание и гигиена;
физкультура;
музыка, ритмика, пение;
- предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд;
- рисование;
развитие речи и ознакомление с окружающим; - обучение грамоте (чтение и письмо);
- элементарный счет.
Особое внимание уделяется развитию речи, особенно ее пониманию.
Уроки развития речи, включающие в себя занятия по ознакомлению с окружающим, экскурсии, а также специальные логопедические занятия направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, обучают вопросно-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого.
А.А. Катаева и Е.А. Стребелева предлагают комплекс дидактических игр и упражнений для использования их в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. В пособии предложены игры по следующим разделам: игры направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым; на развитие ручной моторики; по сенсорному восприятию, на развитие мышления, по развитию речи. Особое внимание в пособии уделяется играм, направленным на развитие речи, особенно разделу по развитию импрессивной речи. В разделе игры расположены по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования импрессивной речи. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в ДОУ компенсирующего вида и в семье. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы.
Новости образования:
Значение дидактических игр
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Реально смена игровой де ...
Обследование и анализ уровня сформированности знаний
о многообразии живой природы старших дошкольников
Цель: - проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста; - выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольни ...
Влияние музыки на всестороннее развитие личности
ребенка
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формиро ...