Значение творческой индивидуальности в работе педагога

Педагогические практики » Культура педагогического труда » Значение творческой индивидуальности в работе педагога

Страница 1

О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет ему сохранять свое са­мобытное педагогическое «ли­цо» вне зависимости от ситуа­ции в обществе и в учебном за­ведении. Как же практически «рассмотреть» такого учителя в коллективе? Как творческая индивидуальность формирует педагогическую культуру учителя? Кого из педагогов можно отнести к ярко выражен­ным творческим индивидуаль­ностям? На эти и другие вопросы будут рассмотрены ниже.

Какие же признаки могут свиде­тельствовать о том, что перед нами — творческая личность? Как их распознать? Сразу огово­рюсь: их можно увидеть только в процессе глубокого, всесторон­него изучения профессиональ­ных и личностных качеств учи­теля. Каковы его ценности, убеждения и идеи, составляю­щие внутренний стержень лич­ности и основы деятельности? Можно ли говорить о целостно­сти, «монолитности» этих идей, убеждений, направлений само­совершенствования?

Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональ­ной деятельности

, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятель­ность такой учитель ощущает как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повсед­невностью, увидеть за отдельны­ми действиями их духовный смысл и за уроком — судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть

проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное

стремление к самоактуализации, ко­торое и является основной дви­жущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей дея­тельностью. К себе он относит­ся как к значительному челове­ку, способному многое сделать в педагогике, проявляет инте­рес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогичес­кую практику.

Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих ка­чества творческой индивидуаль­ности, показывают, что их объ­единяет интерес к людям;

они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаи­модействием других людей, пы­таясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявле­ния высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспо­минать совместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то на­учились, охотно делятся впе­чатлениями об окружающих

, причем, как правило, – добро­желательно. Они проявляют ис­кренний интерес к педагогичес­кой деятельности, способны ис­пытывать вдохновение во взаи­модействии с учениками. Обще­ние с ребятами для них - личностно значимая цен­ность.

Еще одно характерное качество яркой индивидуальности — ши­рота увлечений.

Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И ув­лечения эти часто выходят за рамки школьных дел: это музы­ка, рисование, техническое твор­чество, коллекционирование, художественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных ка­честв у каждого такого педаго­га своеобразен, но общие при­знаки — гибкость ума, образ­ность, метафоричность, ориги­нальность, неожиданная ассоци­ативность. При проведении тес­товых исследований оказалось, что далеко не все они обнару­живают качества быстрого твор­ческого мышления, но практиче­ски каждый продемонстрировал высокую способность перекоди­ровать словесную информацию в схематическую, визуальную. На уроках таких учителей ребя­та переживают яркие интеллек­туальные эмоции — удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.

Во многом этому способствует обаяние личности учителя. К та­кому учителю невольно прислу­шиваются руководители, колле­ги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором «личностная сила» становится тогда, когда учитель чутко реагирует на реакции ре­бят, понимает их, относится к ученикам с уважением. Традиционно понимаемая эмпатия

как постижение эмоциональ­ного состояния другого человека всегда соседствует с более ши­рокими способностями — «ухва­тывать» не только эмоциональ­ные, но и интеллектуальные со­стояния учеников (видеть причи­ну их непонимания, уметь эф­фективно передать материал так, чтобы ребята быстро «уловили» его суть); «вчувствоваться» не только в учеников, но и в сущ­ность явлений и состояний. У педагогов, которых высокий уровень

эмпатии,варьируются только спосо­бы выражения чувственно «схва­ченного» образа: одни склонны передавать это словами, пользу­ясь точными и образными выра­жениями, другие — жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как часть бо­лее сложного качества — профессиональной интуицией

Страницы: 1 2

Новости образования:

Описание интерфейса мультимедийного учебно-методического пособия и результатов исследования
Исследование проводилось в средней школе № 24 города Красноярска. В роли испытуемых были учащиеся 10 В класса, в количестве 23 человек. Ребята диагностировались по следующим методикам: "Что важнее?", "Диагностика уровня развития малой группы", "Оценка психологической атмосф ...

Приемы обучения чтению
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое ...

Технология изготовления
Порядок выполнения работ Содержание работ Необходимое оборудование Необходимые инструменты Изготовление заготовки для ножки. Необходимо взять дубовый брус, диаметром примерно 155 мм. Далее нужно остругать брус, выдерживая необходимые размеры и углы. Электрорубанок, электрофуганок, циркулярная пила. ...

Главное на сайте

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru